вторник, 13 февраля 2018 г.

Немецкий лев

Немецкая школа танкостроения времен Третьего рейха запомнилась в том числе и бронированными чудовищами вроде Pz.Kpfw. MausE-100 и им подобными. Вместе с тем, изначально в немецкой системе вооружений начала 30-х годов не было не только сверхтяжелых монстров, но даже тяжелых танков. Даже во второй половине 30-х в немецких Панцерваффе планировалось иметь лишь два типа легких и два типа средних танков. Откуда же у немцев появились проекты тяжелых бронированных чудовищ вроде Pz.Kpfw. Löwe, и какими путями шло их развитие?













Танк поддержки побольше и потолще

Первые ростки немецкой программы тяжелых танков появились в январе 1937 года. Тогда Генрих Книпкамп одобрил начало разработки танка 30-тонной весовой категории, изначально называвшийся B.W. (verstärkt), то есть «танк поддержки (усиленный)». Разработчиком шасси для этой машины была выбрана компания Henschel, работы возглавил Эрвин Адерс. Отчасти новый танк был и проектом самого Книпкампа, поскольку схема ходовой части разрабатывалась именно им.
Можно сказать, что этому проекту не повезло с самого начала. Развитие немецкой программы перспективного тяжелого танка пошло совсем не так, как изначально задумывалась. 12 марта его переименовали в I.W. (Infanteriewagen, то есть «пехотный танк»), а 28 апреля появилось более привычное обозначение D.W. (Durchbruchswagen, то есть «танк прорыва»). В сентябре 1938 года D.W. эволюционировал в VK 30.01, в целом сохранивший конструкцию корпуса, но при этом получивший новую ходовую часть с шахматным расположением опорных катков.
Первоначально предполагалось, что тяжелый танк получит 600-сильный мотор, так что его подвижность окажется на уровне среднего. По факту же D.W. получил 280-сильный двигатель Maybach HL 120 TR, а VK 30.01 – 300-сильный Maybach HL 116. Это стало лишь началом странных метаморфоз проекта с совершенно внезапно возникающими ответвлениями от него.
Одним из таких ответвлений стал проект танка, который мог оказаться первой сверхтяжелой боевой машиной Третьего рейха. Его крестным отцом был генерал-полковник Вальтер фон Браухич, 4 февраля 1938 года назначенный на должность главнокомандующего сухопутными войсками вермахта. 24 ноября 1938 года он отдал распоряжение о начале проектирования максимально защищенных вариантов La.S. (Pz.Kpfw.I), La.S.100 (Pz.Kpfw.II) и B.W. (Pz.Kpfw.IV). Предназначались они для штурма мощных заблаговременно созданных линий обороны, которых в Европе того времени хватало. В январе фирма Henschel получила задание на разработку еще одного «усиленного» варианта Pz.Kpfw.IV. Тактико-технические требования предполагали создание танка примерно в габаритах Pz.Kpfw.IV, но с боевой массой 65 тонн и толщиной брони 80 мм, надежно защищавшей от 50-мм противотанковой пушки Pak 38. Максимальная скорость танка оценивалась примерно в 20–25 км/ч.
Кроме того, в работах Томаса Йентца и Хилари Дойла упоминается проект A.W., он же Artilleriewagen («артиллерийский танк»). Об этой машине известно очень немного: этот сверхтяжелый танк должен был иметь броню толщиной 100 мм, которая защищала бы его от огня 88-мм зенитной пушки Flak 18. Данные по его боевой массе варьируются от 80 до 100 тонн. В качестве вооружения предполагалось использовать 105-мм гаубицы с длиной ствола от 20 до 28 калибров.

Первоначально проект носил обозначение S.W. Согласно заданию, инженеры Krupp проектировали три варианта вооружения. Представленный в апреле 1939 года полноразмерный макет башни S.W. разрабатывался в расчете на то, что, помимо 7.5 cm KwK L/24, танк мог получить и более мощное орудие. Первой альтернативой стала 75-мм KwK L/40, снаряд которой имел начальную скорость 685 м/с. Это орудие разрабатывалось для тяжелого 30-тонного танка и должно было уверенно поражать французские тяжелые танки семейства FCM 2C. От нее в конце концов отказались, посчитав, что для разрушения вражеских укреплений хватит и орудия с длиной ствола в 24 калибра.
Второй альтернативой стала 105-мм пушка с длиной ствола 20 калибров и начальной скоростью снаряда 420 м/с. Это орудие было более мощным, чем 7.5 cm KwK L/24, но имело свои недостатки. Судя по всему, заряжание предполагалось унитарным, а это в довольно небольшой по размеру башне могло вызвать трудности в работе заряжающих. Кроме того, укладки более крупных снарядов было сложнее размещать в корпусе. О том, чтобы добавить башне развитую кормовую нишу, инженеры Krupp даже не задумались.

По итогам обсуждения 6-й отдел Департамента вооружений принял решение остановиться на орудии 7.5 cm KwK L/24. Случилось это в конце июня, а еще раньше, в апреле, Krupp получил заказ на изготовление башни S.W. из неброневой стали. Предполагалось, что башня получит гидравлический привод.
Что же касается шасси, то инженеры Henschel спроектировали весьма странную конструкцию. Дело в том, что предел максимальной боевой массы в 30 тонн появился не просто так. Существовали довольно жесткие ограничения, накладывавшиеся, в том числе, и необходимостью учитывать возможность перевозки железнодорожными платформами. В результате конструкторам пришлось разрабатывать систему транспортировки, при которой S.W. разбирался на 3 части. Само шасси являлось развитием идей, заложенных в D.W. и VK 30.01. Формой корпус в целом был похож на корпуса 30-тонных танков, но при этом он стал длиннее, а в его лобовой части появилась пулеметная башенка.
Похожей выглядела и ходовая часть, но в ее конструкцию также были внесены изменения. Количество опорных катков на борт выросло до 10, а их диаметр уменьшился. Сделано это было для более равномерного распределения нагрузки на грунт. Как и в случае с D.W. и VK 30.01, здесь использовалась торсионная подвеска. Приводить в движение танк должен был разработанный в 1938 году 600-сильный мотор Maybach HL 224.

1 сентября 1939 года инспекция моторизованных войск выдала заказ на выпуск нулевой серии тяжелого танка, получившего обозначение VK 65.01. Также в отношении этого танка использовался и другой индекс – Pz.Kpfw.VII. Предполагалось, что будет выпущено 8 танков нулевой серии, поставщиком брони для нее выступал концерн Krupp. Проект VK 65.01 продолжал развиваться: согласно подписанному в марте 1940 года контракту, финальный вариант башни представлял собой башню VK 30.01 с увеличенной до 80 мм толщиной брони.
Летом 1940 года работы над танком шли весьма активно, но как раз к этому времени над ним начали сгущаться тучи. Во-первых, штурмовать было уже нечего: чехословацкие, французские и бельгийские оборонительные линии оказались пройдены безо всяких штурмовых танков. Кроме того, опыт французской кампании показал, что строить боевые машины массой более 30 тонн не стоит в виду ограниченной грузоподъемности мостов.
В результате с августа 1940 года активность по теме VK 65.01 стала сворачиваться. Первый немецкий сверхтяжелый танк дошел до стадии изготовления собранного корпуса из неброневой стали, случилось это в середине 1941 года. Работы по башне были остановлены еще раньше – в октябре 1940 года. Что же касается A.W., то этот танк в июле 1940 года «усох» до проекта VK 36.01. А VK 65.01 умер, чтобы возродиться в виде куда более монструозного проекта.

Сверхтяжелый «царь зверей»

Первым свидетельством того, что разработка немецкого сверхтяжелого танка возродилась, стала сводка советского разведывательного управления, датированная 11 марта 1941 года. Посвящена она была «направлению развития вооруженных сил Германии и изменениям в их состоянии». Среди сведений, которые добыла разведка, были и такие:
«3. Тяжелые танки
По сведениям, требующим дополнительной проверки, немцы начинают строить три новых образца тяжелых танков.
Марки танкаВесВооружениеБроня
Тип V36 тонн
75-мм пушка
и 2 пулемета
до 60 мм
Тип VI45 тонн
75-мм пушка,
20-мм пушка
и 3 пулемета
до 70 мм
Тип VII90 тонн
1 — 105-мм пушка,
2 — 20-мм пушки
и 4 пулемета
?
Кроме того, на заводах Рено производится ремонт 72-тонных французских танков, участвовавших в войне на западе.
По сведениям, поступившим в марте месяце сего года и требующим проверки, на заводах Шкода и Круппа ставится производство 60 и 80-тонных танков».
Разумеется, информация в сводке оказалась частично искажена. Однако она не была лишена оснований. Под танками «Тип V» и «Тип VI», очевидно, скрывались VK 30.01 и VK 36.01, которые также носили обозначение Pz.Kpfw.VI. Что же касается 90-тонного «Тип VII», то стоит напомнить, что именно такой индекс носил VK 65.01. Больше того, концерн Krupp продолжал разработку и 105-мм танкового орудия, на сей раз для VK 36.01. Да и боевая масса 90 тонн появилась не просто так. Судя по документам, которые датированы 4 апреля 1941 года, к тому моменту Krupp уже работал над неким шасси, которое изначально называлось просто Sfl. На это шасси, более подробных достоверных данных о котором не сохранилось, предполагалось установить 149-мм пушку с длиной ствола 40 калибров.

Что это было за шасси, стало понятно в ноябре 1941 года, когда вместо Sfl в качестве носителя пушки стал указываться другой индекс – VK 70.01. Впервые новый тяжелый танк стал темой обсуждения 4 октября 1941 года на совещании, в котором принимал участие Эрих Вольфёрт, ведущий инженер Krupp. Боевая масса новой машины оценивалась примерно в 75 тонн. Кстати говоря, она также проходила в документах как Pz.Kpfw.VII.

Спецификация на VK 70.01 была подготовлена к 1 ноября 1941 года. Согласно ей, боевая масса оценивалась в 73 тонны. Толщина брони корпуса и башни составляла 140 мм, а бортов – 100 мм. Экипаж предполагался в 5 человек, из них трое должны были находиться в башне. Приводить в движение новый сверхтяжелый танк должен был дизельный двигатель Daimler-Benz MB.507, разработанный для малых торпедных катеров серии LS. По сравнению с морским вариантом мотор немного дефорсировали. При 2200 об/мин он развивал мощность 800, а при 2400 об/мин – 1000 лошадиных сил. В первом случае ожидаемая скорость составляла 40 км/ч, а во втором – 43,6 км/ч.


Отдельного упоминания достойно вооружение. Как уже говорилось, первоначально шел разговор о пушке калибром 149 мм и длиной ствола 40 калибров. Судя по переписке, предполагалось его раздельное заряжание, но к началу ноября речь шла уже об унитарном заряжании. «Гуляла» и боевая масса снаряда – от 43 до 50 килограмм. Ожидалось, что начальная скорость снаряда составит 750 м/с.
8 ноября впервые был поднят вопрос о еще более чудовищной пушке. Длина ее ствола выросла до 52 калибров, а начальная скорость снаряда – до 890 м/с. Можно только догадываться, какой танк собирались поражать таким орудием. Кстати, именно его позже почему-то стали считать вооружением истребителя танков на базе E-75. В реальности это орудие старше шасси на 2,5 года. Да и сам истребитель танков «существовал» только в виде прикидок по запасу массы для шасси.
Помимо орудий калибра 149 мм, Krupp стал прорабатывать и менее монструозный вариант – пушку калибра 128 мм. Согласно требованиям от 11 ноября 1941 года, снаряд пушки VK 70.01 должен был поражать на дистанции 1000 метров плиту толщиной 180 мм, установленную под углом 60о. К концу декабря было подготовлено два варианта выстрела для перспективного орудия калибра 128 мм. Первый унитарный выстрел имел длину 1313 мм, а второй – 1593 мм. Начальная скорость их снарядов должна была быть одинаковой – 840 м/с.

Пока шло обсуждение вооружения, проект VK 70.01 продолжал развиваться. К середине декабря его проектная масса выросла до 90 тонн. Эта величина стала чертой, за которую нельзя было заходить, поскольку такой лимит устанавливала грузоподъемность железнодорожных платформы. Первый эскизный проект VK 70.01 (чертеж W 1648) был представлен на совещании 21 января 1942 года, на котором присутствовали технический директор Krupp Эрих Мюллер, Вольфёрт, а также начальник 6-го отдела Департамента вооружений Себастьян Фихтнер.
Представленный проект несколько отличался от первоначального задания. Его боевая масса составила 82 тонны, а максимальная скорость снизилась до 35 км/ч. Снизилась и толщина брони: теперь толщина лба составляла 120 мм, а бортов 100 мм. Наконец, изменилось вооружение: пушка калибра 128 мм на время исчезла с повестки, обсуждение пушки калибра 149 мм продолжалось, а на эскизе «прописалось» 105-мм орудие с длиной ствола 70 калибров. Как и пушка калибра 128 мм, она «происходила» от зенитного орудия. Начальная скорость ее снаряда оценивалась в 965 м/с. В ходе обсуждения проекта произошла замена силовой установки: теперь в качестве двигателя предполагалось использовать 800-сильный Maybach HL 230, который планировалось запустить в серию с начала 1943 года.

Февраль и март прошли в весьма бурных обсуждениях дальнейшего развития проекта. Пушка калибра 128 мм вновь вернулась, но теперь уже с длиной ствола 50 калибров. Тем не менее, именно 105-мм орудие было выбрано как наиболее оптимальное. Одновременно немецкие военные склонялись к облегчению машины за счет снижения толщины брони лба до 100 мм и бортов до 80 мм, то есть до уровня VK 45.01.
Спешка была вызвана опасениями немцев, что после КВ-2 с Востока придут куда более мощно бронированные и вооруженные советские танки. Немецкие донесения о том, что на Урале строятся 100-тонные танки, фиксировала и наша разведка. Можно сказать, что немцами овладело то же состояние легкой паники, которое охватило советское военное руководство весной 1941 года после получения информации о 90-тонном тяжелом танке «Тип VII». По планам конца января – начала февраля 1942 года, уже к апрелю ожидалось начало выпуска VK 70.01.
Развитием идеи с облегчением стал проект VK 72.01, окончательно оформленный 5 марта 1942 года. 72-тонная машина имела «облегченную» броню. Первоначально в нее предполагалось установить пушки калибра 128 либо 149 мм. Позже вооружение изменили на 105-мм пушку с длиной ствола 70 калибров, а также 149-мм пушку с длиной ствола 37 калибров. Никаких данных по двигателю машины не указывалось, зато была известна численность экипажа, выросшая до 6 человек. Позже данные по VK 72.01 неоднократно корректировались. Именно в этот период танк впервые был назван как Pz.Kpfw. Löwe. Одновременно использовался и другой индекс – P.Kpfw.VII. Вообще с обозначениями VK 70.01 и родственных ему проектов существовала настоящая чехарда. В документах он часто продолжал называться под разными индексами.

Не менее интересной выглядит ситуация с «каноничным» Pz.Kpfw. Löwe. Таковым он стал потому, что эскизный проект W 1661 оказался единственным, который доступен в виде графики. Датирован он 9 апреля 1942 года. 90-тонная машина должна была оснащаться все тем же Maybach HL 230, при этом ее максимальная скорость оказалась куда скромнее – 23 км/ч. Бронирование и вооружение соответствовали проекту W 1648. Существовал и облегченный вариант танка с броней толщиной 80–100 мм и боевой массой 76 тонн, скорость при этом вырастала до 26,8 км/ч.
Особый интерес вызывают некоторые конструктивные особенности проектируемого танка. Для начала, его башня должна была быть литой конструкции, что для немецких танков – очень большая редкость. Массу вопросов вызывает расположение командирской башенки. Судя по эскизу, командир должен был сидеть прямо на казеннике орудия. Наконец, лобовой лист корпуса был… гнутым. Да-да, инженеры Krupp предполагали делать лобовой лист единой деталью, как у первых Т-34. Это было вполне рядовым решением для Krupp в то время: лобовые детали корпусов первого (120-тонного) варианта Typ 205 Maus, а также обоих вариантов тяжелых танков Typ 180, также были гнутыми.

«Мышь», убившая «Льва»

Метаморфозы Pz.Kpfw. Löwe на этом отнюдь не закончились. С марта 1942 года к разработке сверхтяжелого танка подключился новый игрок, Porsche K.G. Команда Фердинанда Порше получило задание на создание танка 100-тонной весовой категории. Подобно конкурентам из Krupp, в качестве основного варианта вооружения инженеры Porsche предполагали использовать 40-калиберную 149-мм пушку. Альтернативой ей выступало уже упоминавшееся орудие калибром 128 мм и с длиной ствола 50 калибров.

Несмотря на то, что Porsche K.G. и Krupp являлись конкурентами, по ряду вопросов между ними имело место сотрудничество. Ведь в любом случае контракт на изготовление корпусов и башен достался бы Krupp. Сама по себе Porsche K.G. представляла собой инжиниринговую фирму, которая взаимодействовала с рядом компаний, включая и Krupp. Кроме того, именно в Эссене проектировали башни для танков Порше.
В свою очередь, конструкторское бюро Порше проектировало, помимо танков, и силовые установки. 23 апреля появился эскизный проект W1662, в котором в качестве альтернативных силовых установок для Pz.Kpfw. Löwe выступали как раз моторы разработки Porsche K.G. Спарка дизельных моторов должна была развивать мощность 840 лошадиных сил.

В течение мая-июня 1942 года концерн Krupp представил еще несколько вариантов Pz.Kpfw. Löwe. Как минимум один из них представлял собой машину с кормовым расположением башни. До недавнего времени считалось, что в башне стояла 149-мм пушка с длиной ствола 40 калибров. Позже выяснилось, что на модели установлено 105-мм орудие. Что же касается пушки калибра 149 мм, то она окончательно «прописалась» в Pz.Kpfw. Löwe со второй половины мая. Вопрос в том, что в штатную башню она точно бы не вписалась. При наличии унитарных выстрелов длиной под полтора метра заряжание было бы просто невозможным.
К сожалению, финальные эскизы, включая W 1670, пока что не обнаружены, но с очень высокой долей вероятности башня там уже такая же, как на первом варианте Pz.Kpfw.Maus. На башню «Льва» она похожа неспроста – разработчик тот же. У этой башни уже есть кормовая ниша, так что проблемы с заряжанием отчасти отпадали. Так или иначе, в июне 1942 года стало ясно, что дни Pz.Kpfw. Löwe сочтены. Проект коллектива Фердинанда Порше был явно лучше и имел более ясные перспективы. 20 июля 1942 проект Löwe был окончательно закрыт. Тем не менее, Krupp не сдался: вскоре на свет появился проект Tiger-Maus. Но это уже совсем другая история…

Комментариев нет:

Отправить комментарий