Имя главного героя боя, произошедшего 13 июня 1944 года во французском городке Вильер-Бокаж, хорошо известно. Таким же общепринятым фактом считается то, что в этом бою он атаковал англичан на «Тигре» с тактическим номером 212. При этом нет ни одной фотографии «Тигра» Михаэля Виттмана, брошенного в Вильер-Бокаж, на котором был бы виден тактический номер танка. Так почему же это был именно №212, а не какой-либо иной?
В начале повествования сразу же оговорюсь: данная работа — большей частью результат исследования более чем десятилетней давности моего друга и коллеги Яна Жуо (Yann Jouault), вторая часть статьи — совсем свежее исследование Яна. Я всего лишь адаптировал его изыскания для русскоязычных любителей военной истории, при этом позволил себе внести некоторые дополнения.
Танк на улице города Вильер-Бокаж
Длительное время номер «Тигра» 2-й роты 101-го тяжелого танкового батальона СС, брошенного и сожженного в центре Вильер-Бокаж, оставался неизвестным. То, что это именно тот «Тигр», на котором Виттман совершил свой знаменитый рейд, не вызывало никакого сомнения, поскольку, по сведениям участников того боя, только один «Тигр» 2-й роты был потерян в городе, и это был именно танк Виттмана.
Изучая фотографию «Тигра», можно увидеть достаточно хорошо различимый рисунок камуфляжа на лобовой плите, правее смотровой щели водителя.
Изучая раскадровку фотопленки с «Тиграми» 2-й роты на марше по дороге 316 в четырех километрах к юго-западу от Гурне-ан-Бре, можно сделать вывод, что танки в колонне двигались согласно штатному расписанию роты: №№ 205 – 204 – 211 – 212 – 213 – 214 – 221 – 222 – 223 – 224 – 231 – 232 – 233 – 234. При этом нужно учитывать, что на момент начала боевых действий в Нормандии неисправными оказались восемь «Тигров» 101-го батальона, и некоторые из них могли быть из состава 2-й роты.
Для доказательства того, что «Тигры» двигались именно согласно штатному расписанию, подробнее рассмотрим фотоплёнку немецкого военного корреспондента Шека.
Теперь по порядку изучим каждый из девяти информативных кадров:
Кадр №12. Этот и следующие кадры будут рассматриваться только для подтверждения того, что танки 2-й роты двигались согласно штатному расписанию. После того, как Шек сделал кадр №11, он вновь решил поменять место для фотосъемки и спустился со склона на дорогу. Пока он спускался, по дороге мимо него успели проследовать несколько «Тигров», поэтому следующим танком, попавшим в его объектив, стал «Тигр» №221. Впереди него в изгибе дороги «Тигр» №214
Кадр №14. Вновь «Тигр» №223 крупным планом, перед ним «Тигр» №222, за поворотом скрывается «Тигр» №221. То, что перед №223 следует №222, невозможно доказать при помощи фотографии, потому что невозможно разглядеть номер на забашенном ящике. Но это точно не №221, у которого на кадре №12 не был закрыт люк заряжающего, а у танка, двигающегося перед «Тигр» №223, люк заряжающего закрыт. Также отличается место расположения эмблемы на корме корпуса у «Тигра» №221 и у танка, идущего перед «Тигром» №223
Когда-то звучала версия, по которой Виттман атаковал англичан на «Тигре» №205, который ему принадлежал как командиру роты, но чаще упоминалось, что это был «Тигр» №222. Из воспоминаний участников боя известно, что первый танк (командир Герберт Штиф), в который забрался Виттман, из-за неполадки двигателя остановился буквально через несколько метров. После этого Виттман пересел в «Тигр» Курта Совы, который, согласно штатному расписанию батальона, являлся командиром танка №222.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. Из всех «Тигров» 2-й роты (14 танков) до окрестностей Вильер-Бокаж вечером 12 июня добралось только шесть. Остальные танки в результате атак авиации союзников и длительного шестидневного марша были повреждены или имели механические неисправности. Можно предположить следующее: Виттман, поняв, что на фронт прибудет меньше половины роты, решил реорганизовать и перераспределить некоторые экипажи, чтобы максимально эффективно использовать потенциал своей роты.
В реорганизации главными факторами для Виттмана стало то, что он решил полагаться на опытных танкистов — таких, как Курт Сова, Юрген Брандт, Герберт Штиф и Георг Лёч. Все они были ветеранами боев 1943–1944 гг. на восточном фронте в составе 13-й роты дивизии «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». С другой стороны, Виттман хотел сохранить всех командиров взводов, каковыми являлись Юрген Вессель, Георг Хантуш и уже упоминавшийся Лёч. Курт Сова, из-за поломок лишившийся своего «Тигра» №222, занял место командира в исправном «Тигре» №212 Бобби Волля. Волль был первоклассным наводчиком, но не имел никакого боевого опыта командира танка. В результате Волль оказался без танка, а после того, как «Тигр» №212 был потерян в Вильер-Бокаж, для Волля боевые действия в Нормандии закончились. Упоминание о том, что Волль сидел на месте наводчика в танке Виттмана во время боя в Вильер-Бокаж, является не более чем мифом.
Жизнь после смерти
Поучаствовав всего в одном бою и даже будучи сожженным, «Тигр» №212 еще не закончил свой боевой путь.
18 июня унтершарфюрер СС Вёрнер Вендт из 1-й роты, после потери своего «Тигра» №132 возле местечка под названием Греланд, вернулся в Вильер-Бокаж с приказом извлечь из уничтоженных 13 июня танков тела своих сослуживцев. Прибыв в город, Вендт заметил, что «Тигров» №№123 и 212 нет на местах, где они были потеряны, и пришел к выводу, что танки были отбуксированы для восстановления в ремонтную роту батальона.
Слева «Тигр» №132, подбитый 15 июня на дороге Вильер-Бокаж — Каань, справа его командир унтершарфюрер Вёрнер Вендт
На самом деле, 17 июня (на фотографии фотокорреспондента Цвиммера, сделанной 16 июня, «Тигр» №212 всё ещё находится на месте, где он был потерян), немцы решили отбуксировать «Тигр» №212 вместе с «Тигр» №123 унтерштурмфюрера СС Фрица Штамма за город и использовать их в качестве приманки для самолетов-штурмовиков союзников, для охоты на них немецкими средствами ПВО.
Подбитые «Тигры» были отбуксированы на полтора километра к югу от города и оставлены на обочине дороги Вильер-Бокаж — Оне-сюр-Одон, недалеко от места Гранд-о-Ван, у западной окраины леса, примыкающего к дороге. Рядом с приманкой разместилась батарея 88-мм зенитных орудий, которая прикрывала развёртывание в этом районе артиллерии 2-й танковой дивизии.
В августе 1944 года в результате проведённой операции «Bluecoat» район был занят войсками союзников. Британским саперам было поручено очистить дороги от многочисленных останков бронетехники, и «Тигры» №№212 и 123, мешавшие движению по дороге и провоцировавшие дорожно-транспортные происшествия в ночное время, были отбуксированы в поле к западу от дороги и оставлены у живой изгороди, таким образом обретя место своей последней стоянки. «Тигры» стояли в поле до 1948 года, пока до них не добрались сборщики металлолома.
После того, как район Вильер-Бокаж заняли союзники, четверо солдат из состава 4-го полка йоменов Лондона (именно этот полк участвовал в сражении 13 июня), проезжавшие по дороге, увидели в поле у живой изгороди два «Тигра». Помня. что именно эти танки нанесли тяжелый урон полку, они решили получше их разглядеть, и сержант Уотсон сделал несколько снимков.
Автор благодарит Яна Жуо за поддержку и помощь при подготовке статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий