понедельник, 23 января 2017 г.

Шведский барабанщик или убить ИС-3

Шведская танковая промышленность во второй половине 40-х годов оказалась в довольно глубоком кризисе. С одной стороны, середина этого десятилетия здесь стала временем расцвета шведской самоходной артиллерии. Именно тогда шведская армия, наконец, стала получать штурмовые САУ, истребители танков и зенитные самоходные установки. А вот собственно танковая программа — забуксовала. После принятия на вооружение Strv m/42 шведским военным и конструкторам перестало везти с танками.PrickenLS 46, Leo — все эти проекты остались на бумаге. Попытки же построить новый танк боевой массой 25–30 тонн каждый раз наталкивались на самые разные проблемы. Впрочем, в начале 50-х годов выход из тупика наметился, что привело к появлению очень интересных проектов тяжелых танков — EMIL и KRV.

«Убить ИС-3»

Летом 1943 года шведские военные смогли изучить советский танк Т-34 в Финляндии. Он «спровоцировал» запуск программы разработки танка на замену Strv m/42. Время шло, прогресс в мировом танкостроении не стоял на месте. Особенно это касалось советского танкопрома. Место Т-34 в 1944 году занял Т-34–85, примерно в это же время на фронте появились тяжёлые ИС-2. Про них, кстати, шведы почти ничего не знали, по крайней мере, до конца войны.
После войны Швеция активизировалась в плане получения образцов бронетанковой техники разных стран. Начиная с 1947 года в страну начинает поступать бронетанковая техника Великобритании, США, благодаря связям с Францией шведы смогли приобрести некоторое количество немецких танков и САУ, включая тяжелый танк Tiger II. Благодаря изучению закупленной техники шведам удалось в значительной степени заполнить информационный вакуум, существовавший в годы войны.
Но даже новые шведские разработки заметно отставали на фоне иностранных танков последних лет Второй мировой войны. Например, 75-мм пушка с длиной ствола 50 калибров, которую предполагали использовать на танках Pricken и Leo, примерно соответствовала немецкой пушке 7.5 cm KwK 40 L/48. Она годилась, в лучшем случае, для борьбы со средними танками. Между тем еще 7 сентября 1945 года на Параде Победы в Берлине торжественно прошли строем советские тяжелые танки ИС-3. Их появление вызвало настоящий шок.


Танк, который продержался на конвейере всего 1,5 года, на Западе вызвал состояние, близкое к панике. Шутка ли — в течение последующих семи лет ИС-3 считался на Западе эталоном современного танка. Специально, чтобы бороться с ним, создали тяжелые танки T43 (будущий M103) и Conqueror. Даже английский истребитель танков FV 215 с огромной 183-мм пушкой создавался для одной цели — «убить ИС-3».
Как ни странно, шумиха вокруг ИС-3 докатилась до Швеции намного позже. Об этом красноречиво говорят планы по разработке новых образцов бронетанковой техники. Вплоть до 1950 года технические требования на новый танк мало отличались от технического задания на Pricken. Например, при обсуждении концепции перспективного танка в 1949 году его вооружение все еще включало 75-мм пушку. От нее требовалось пробитие брони толщиной 75 мм на дистанции 1000 метров. При этом шведы все же вернулись к обсуждению установки 105-мм пушки с начальной скоростью снаряда 650 м/с. Боевую массу танка они оценивали в 20 тонн, позже ее подняли до 25. Разрабатывать танк собирались на базе Strv m/42. Другими словами, шведы снова вернулись к концепции Lansen, ранее отвергнутой.
Эскизный проект самоходной установки, позже получившей обозначение 15 cm kanonvagn fm/49, январь 1949 года. Именно она стала отправной точкой при разработке нового танка
Единственным по-настоящему новым образцом, принятым в разработку в конце 40-х годов, стала самоходная установка 15 cm kv fm/49. Появилась она на фоне работ по переоснащению шведской армии дальнобойной артиллерией крупного калибра. Шведской армии потребовалась самоходная пушка, которая шла бы как минимум в дополнение к 152-мм пушке 15,2 cm kan m/37.Требования к машине были весьма нестандартные: боевая масса не более 30 тонн (обусловленная лимитом грузоподъемности мостов), довольно большая скорость передвижения и высокая скорострельность.
Разработку поручили Bofors, которая 21 января 1949 года представила эскизный проект самоходки. В переписке указывается несколько обозначений этой САУ: 15 cm kan självgående lavettage (152 мм пушка на самоходном лафете), VK 150–5, а также 15 cm kanonvagn fm/49. Машина, по концепции похожая на американские САУ, отличалась высокой подвижностью. Как и требовало задание, ее боевая масса составляла 30 тонн, а расчетная максимальная скорость должна была достигать 40 км/ч. Длину ствола орудия увеличили до 50 калибров, при этом начальная скорость снаряда выросла до 850 м/с, а дальность стрельбы до 25 километров.
Впрочем, куда интереснее выглядит скорострельность 15 cm kv fm/49: согласно расчетам, она должна была составить фантастические для такого калибра 15 выстрелов в минуту. Достигалось это за счет механизации заряжания и унитарных выстрелов. Предполагалось, что у орудия будет магазин на 5 выстрелов, который можно будет быстро дозарядить. На дальнейшую разработку была выделена сумма в 425 000 шведских крон. От KATF проект САУ курировали Эрик Гиллнер и Свен Берге — человек, который позже станет самым известным шведским конструктором танков.
Эскиз ИС-3 из доклада шведской разведки, март 1950 года. Полученная информация заставила KATF пересмотреть видение перспективного танка
Примерно в том же состоянии танковая программа находилась до лета 1950 года. Впрочем, еще с весны шведское командование начало присматриваться к танкам английского и американского производства, а именно к M46 Patton и Centurion Mk.3. Они не вписывались в общую концепцию шведской бронетанковой техники, особенно по боевой массе и размерам. Зато эти танки не только существовали в металле, но и находились в серийном производстве.
В марте 1950 года шведы, наконец-то, получили первую информацию по ИС-3. 28 августа 1950 года аббревиатура «ИС» снова прозвучала в обсуждении перспектив дальнейшего развития танков. Также были озвучены примерные характеристики советского тяжелого танка. По оценке шведских военных, толщина его лобовой брони составляла 125–150 мм.
Стало ясно, что для борьбы с таким танком даже проектной 105-мм пушки будет мало, требовалось новое орудие. Новую пушку также решили делать калибром 105 мм. Длину ствола ограничили 40 калибрами, при этом начальная скорость снаряда оценивалась в 930 м/с. По расчетам, на дистанции в километр ее снаряд должен был пробивать броню толщиной 190 мм, поставленную под углом 90 градусов, а при наклоне в 60 градусов — 150 мм. Скорострельность оценивалась в 8–10 выстрелов в минуту, но при этом предусматривался автомат заряжания, который увеличивал ее до 20–30 выстрелов в минуту.
8 ноября 1950 появились спецификации нового танка, который должен был получить такую пушку. Он все еще базировался на агрегатах Strv m/42, боевая масса составляла 25 тонн, а удельная мощность оценивалась в 18 л. с. на тонну. Спецификации создавались с учетом новой информации по советским танкам, поступившей в сентябре 1950 года. В разведсводку попали Т-34–85, Т-44, ИС-3 и даже ИС-4. Под последним, впрочем, скрывался все тот же ИС-3. Так или иначе, проект шведского танка нового поколения стартовал.

С тонким французским ароматом

Не исключено, что новый танк стал бы продолжением развития идеи Lansen, который как раз в это время дорабатывался по швейцарскому заказу. На тот момент Lansen как раз достиг боевой массы 25 тонн, а вместо 75-мм пушки в него предполагалось ставить 84-мм пушку (швейцарскую версию английской 20-фунтовой танковой пушки). Потенциально размеры башни позволяли установить и 105-мм пушку с магазинной системой заряжания, причем она была бы короче 84-мм пушки больше чем на метр, что частично решало проблему вылета ствола за габариты. Но это все только догадки, потому что события развивались совсем по другому сценарию.
AMX M4 с качающейся башней FAMH. Впервые шведы о нем узнали в начале 1951 года
Впервые специалисты KATF, в том числе Эрик Гиллнер, посетили Францию в октябре 1946 года. Как раз после этой поездки шведы обзавелись некоторыми образцами немецкой бронетехники. Между шведами и французами завязалось довольно тесное сотрудничество, позже вылившееся, к примеру, в закупки 170 французских 155-мм гаубиц Obusier de 155 mm Mle.50. Французы рассматривали Швецию и как потенциального покупателя своей бронетанковой техники.
На этом фоне не удивительно, что в январе 1951 года KATF получила подробную информацию о французском среднем танке AMX M4. Как раз в это время опытный образец перевооружили на 100-мм пушку, а название сменилось на Char Moyen de 50 tonnes AMX, или AMX 50. С точки зрения характеристик шведам эта машина явно не подходила, поскольку к тому моменту танк весил уже почти 55 тонн, а по размерам он перещеголял даже немаленький Centurion. Гораздо больше KATF заинтересовала сама концепция танка с дифференцированным бронированием и качающейся башней разработки FAMH. Механизм заряжания и размещение части боекомплекта в забашенной нише заметно уменьшал ее габариты, а, значит, и массу. Позже, в июле 1951 года, шведы смогли изучить еще одну новинку с автоматом заряжания – легкий танк AMX 13.
Как можно судить по схеме, датированной августом 1951 года, башня нового танка заметно отличалась от того, что разработали на FAMH
Ознакомление с новейшими французскими танками самым прямым образом повлияло на дальнейшее развитие шведской танковой программы. Вместе с тем, говорить о том, что новый шведский танк являлся копией AMX 50, по меньшей мере, не очень корректно. От французской машины была взята концепция танка с качающейся башней, механизмом заряжания и размещение трансмиссии в кормовой части корпуса. Совместная разработка Landsverk, Bofors и KATF получилась совсем не похожей на французскую. Вопреки расхожему мнению, это не самоходную установку позже разработали на базе танка, а наоборот, новый танк стали разрабатывать с оглядкой на 15 cm kv fm/49.
Эскизный проект EMIL, сентябрь 1951 года
Эскизный проект нового танка, обозначенного EMIL, был подготовлен к началу сентября 1951 года. Он оказался совсем не похож на предшествующие шведские танки. Относительно короткий (длина корпуса 5,7 метров), низкий (общая высота чуть меньше 2,5 метров) с предполагаемой боевой массой 28 тонн. В качестве силовой установки предлагался оппозитный 8-цилиндровый SFA (подразделение Volvo) с воздушным охлаждением. Он должен был развивать мощность 550 л. с. И обеспечивать EMIL максимальную скорость 55 км/ч.
В отличие от французского танка, шведская разработка была заметно компактнее
С французским AMX 50 новый шведский танк роднила качающаяся башня, при этом EMIL получился очень самобытным. При массе среднего танка он имел бронирование тяжелого (лоб корпуса 70–120 мм, башни 125–200 мм). Экипаж состоял всего из трех человек. Несмотря на схожесть с башней FAMH, конструкция башни и системы заряжания у EMIL были другими. У «шведа» качался не весь верх башни, а только центральная часть и кормовая ниша, при этом лобовая часть оставалась неподвижной. Это делало башню EMIL более стойкой к попаданию вражеских снарядов и почти сводило на нет риск ее заклинивания в вертикальной плоскости. Еще одной особенностью башни EMIL оказался очень большой угол склонения — до 14 градусов.
Таким могло быть размещение опорных катков. В этой схеме явно видно влияние AMX 50
Отдельного упоминания достойно вооружение EMIL. Оно состояло из 120-мм пушки с длиной ствола 40 калибров, а также двух спаренных пулеметов. Появление этого орудия не было неожиданностью — впервые о нем заговорили еще в июне 1951 года. Выбор объяснялся тем, что стрелять пушка должна была не бронебойными, а кумулятивными боеприпасами. Их пробития хватало, чтобы гарантированно поражать советские тяжелые танки. Начальная скорость при этом требовалась меньше чем у бронебойного снаряда, что позволило сделать пушку относительно короткой.
Гораздо интереснее то, что одновременно предлагалось еще две пушки, калибра 105 и 75 мм, но с гораздо большей длиной ствола, чем у орудий аналогичного калибра, предлагавшихся ранее. Что же касается 120-мм пушки, то она должна была иметь скорострельность до 40 выстрелов в минуту. Это обеспечивалось двумя магазинами на 8 унитарных выстрелов — один для кумулятивных, второй для осколочно-фугасных. Общий боезапас составлял 32 выстрела.
Ассортимент орудий, которые предлагалось устанавливать на EMIL
Появление эскизного проекта, впрочем, не означало, что танк пойдет в серию. Создавать его надо было с нуля, а даже простой расчет показывал, что процесс разработки окажется долгим. Еще в июне, когда принималось решение по выбору орудия для EMIL, фирма Bofors составила график работ. По нему опытный образец изготавливался только в 1955 году, испытания проводились в 1956-м, а серия начиналась еще 2 года спустя.
Между тем, проектные работы по EMIL продолжались, и танк потихоньку начал набирать вес. К осени 1952 года боевая масса подошла к 35 тоннам. Прорабатывались разные технические решения, включая опорные катки по «немецкому» типу, тем самым копируя AMX 50. Хотя дальше набросков «шахматная» схема системы Книпкампа не продвинулась. Зато работы по альтернативе 120-мм пушке шли своим чередом. 27 сентября 1952 года Bofors представила наработки по 105-мм пушке со скорострельностью 30 выстрелов в минуту и 14 снарядами в магазине (полный боезапас 28 снарядов). Длина ствола выросла до 67 калибров, а начальная скорость снаряда до 1080–1340 м/с. В октябре появилась еще одна пушка — 15 cm L/40. Как и 120-мм орудие, стрелять она должна была кумулятивными снарядами. Количество снарядов в магазине снизили до 12, а всего их должно было быть 24.
Макет EMIL E3, итог мозгового штурма, состоявшегося в 1952 году. На макете танк изображен со 150-мм пушкой
Такой рост вооружения не мог не повлиять на танк — его пришлось переделывать. Оформились несколько вариантов дальнейшего развития: EMIL E1, E2 и E3. К тому моменту шведы могли это себе позволить, поскольку «двигательный голод» несколько спал.
Дело в том, что удалось договориться с американской фирмой Continental. Шведам предоставили широкий спектр танковых моторов. Среди них был оппозитный AOS-895 (он ставился на легкие танки M41) мощностью 500 л.с., а также V-образные AV-1195, AVS-1195 и AV-1790 мощностью 540, 665 и 810 л. с. соответственно.
Первый вариант переделки EMIL предусматривал 120-мм пушку, длина корпуса увеличивалась до 6,4 метра, а боевая масса от 30,7 до 35,5 тонны. На нем предусматривался двигатель AOS AOS-895. По расчетам, скорость должна была составить 48 км/ч.
EMIL E2 становился на 10 см шире и на столько же выше, что позволяло установить на нем более мощные двигатели AV-1195 и AVS-1195. 120-мм пушки на нем не предусматривалось, выбирать можно было между калибрами 105 и 150 мм. Боевая масса варьировалась от 34,1 до 39,2 тонн, а скорость, в зависимости от двигателя, от 45 до 55 км/ч. Выросла и броня – до 145 мм в корпусе и 170 мм в башне.
EMIL E3 оказался самым большим и тяжелым. Длина корпуса выросла до 6,7 метров, а высота и ширина, по сравнению с EMIL E2, поднялась на 10 сантиметров. Благодаря этому удалось разметить мотор AV-1790, который, по случайному совпадению, создавался как раз для американских тяжелых танков. А шведский танк явно приблизился к тяжелому классу. Его боевая масса варьировалась от 36,4 до 41,8 тонн, а толщина брони, по сравнению с EMIL E2, выросла по бортам (с 30 до 40 мм у корпуса и с 60 до 80 мм у башни). Более мощный мотор теоретически позволял развивать максимальную скорость 60 км/ч. В итоге утвердили именно эту версию.

Ненужный гигант

После окончательного утверждения спецификаций работа над танком продолжилась. На Bofors, где разрабатывалось вооружение и башня, машина именовалась «Проект 6400». Работать пришлось сразу по двум направлениям, поскольку вместо одной пушки разрабатывать пришлось две. Одновременно сдвигались и сроки — раньше октября 1956 года прототипа не ожидалось. Кстати, в переписке Landsverk за 1953 год, танк для конспирации назывался «танкеткой». Это выглядело комично — сложно себе представить танкетку, боевую массу которой указывают в 41–42 тонны.
Чертеж корпуса, датированный 25 октября 1954 года. В это время танк в целях секретности именовали «танкеткой»
Больше шведские военные ждать не могли. Начались переговоры с французами насчет AMX 13. Были проведены испытания одного танка (ныне он находится в танковом музее Arsenalen), но шведы остались им разочарованы. По мнению генерала Эренсверда (Carl August Ehrensvдrd), командующего шведской армией, французская машина была отличным танком, но не для шведских условий. В апреле 1953 года шведской делегации во главе с Гилленом пришлось отзывать заказ на 300 AMX-13.
Сборка корпуса KRV, 1956 год
Гораздо лучше прошли переговоры с англичанами: 2 мая 1953 года прибыли первые 6 Centurion Mk.3. Обошлись они, мягко говоря, недешево: каждый танк стоил 576 000 шведских крон (39600 фунтов стерлингов), а в полной комплектации цена выросла до 845 400 крон (позже цену удалось немного уменьшить). Правда, и французы были не дешевле — 700.000 крон за танк в полной комплектации. Centurion Mk.3 приняли на вооружение как Strv 81, их закупили 80 штук, а всего шведы приобрели 350 английских танков разных модификаций. Так закончился 10-летний поиск нового шведского танка.
Но на этом работы над перспективным тяжелым танком не прекратились.
Опытный образец KRV в ходе сборки на Landsverk. На этой фотографии хорошо видна конструкция ходовой части
Работы над «танкеткой» Landsverk закончил ближе к концу 1954 года. Согласно планам, к маю-июню 1956 года предполагалось построить два корпуса для опытных образцов. Фактически «добро» дали на постройку одного, во многом потому, что работа Bofors над «проектом 6400» стала заходить в тупик. Дело в том, что 105-мм пушку посчитали чересчур слабой для такого танка, а с боеприпасами для 150-мм пушки были проблемы. Кроме того, в 1954 году инженеры Bofors столкнулись с проблемами системы стабилизации.
Не исключено, что еще на этом этапе программу тяжелого танка могли закрыть, но имелась существенная причина продолжать работы. На том же шасси проектировалась самоходная установка, от которой никто не хотел отказываться.
Мотор SFA F 12, лицензионная копия Continental AV-1790. Именно этот двигатель установили в KRV
В 1956 году проект тяжелого танка получил обозначение, под которым он и вошел в историю — KRV, или Kranvagn (автокран). От KATF машину курировал Берге, от Landsverk главный конструктор Бушеггер. Вместо американского мотора к тому времени было решено использовать шведский двигатель SFA F 12 мощностью 810 лошадиных сил. В отличие от танка, он еще в 1955 году существовал в металле и проходил испытания.
В этом ракурсе хорошо видно, что днище корпуса KRV имело довольно сложную форму
В 1957 году на Landsverk началась, наконец, сборка опытного шасси многострадального танка. Это был первый с декабря 1944 года танк, который это предприятие собирало «с нуля». Итоги неоднократных перепроектирований привели к тому, что боевая масса KRV достигла 45 тонн. Впрочем, на фоне 50-тонного Centurion Mk.3, называвшегося при этом средним танком, это скромно. Длина корпуса выросла до 6,75 метров, полная ширина составила 3,05 метров, а полная высота 2,66 метров.
Опытный образец KRV в ходе первых заводских испытаний
Впрочем, в случае высоты и боевой массы это было скорее теорией, поскольку Bofors так и не закончила изготовление башни и вооружения. KRV строился в качестве шасси, на которое установили массо-габаритный макет башни. С точки зрения шасси, к слову, все было не так уж плохо. Машина имела очень неплохое бронирование в лобовой части, достигавшее толщины 145 мм и имевшее рациональные углы наклона. Как позже показали тесты, неплохо обстояли дела и с точки зрения динамических характеристик. Машина показала максимальную скорость 60 км/ч, почти в два раза быстрее, чем ездил Centurion.
KRV после установки на него массогабаритного макета башни, осень 1957 года
В октябре 1957 года опытный образец KRV с номером 24 отправили в Норрланд, на север Швеции. Там он совместно с опытным шасси для САУ AKV вполне успешно проходил испытания. В это время шведские военные ломали голову, что с этим танком делать. В отличие от шасси, с башней дело явно не задалось. Была даже идея использовать вместо 150-мм пушки вооружение французского или английского происхождения, но от этой идеи отказались.
Поднимался вопрос и об установке на шасси KRV башни от английского Centurion Mk.10. Такой гибрид вполне имел право на существование, поскольку по толщине брони английская башня вполне соответствовала спецификациям, да и пушка L7 была вполне достойным вооружением. Кроме того, это решало проблему довольно слабой подвижности Centurion. Но и эту идею отвергли. В 1959 году Швеция начала закупки Centurion Mk.10. 110 этих танков служили в рядах шведской армии под обозначением Strv 101.
В таком виде танк проходил ходовые испытания
Несмотря на столь печальный финал, KRV не стал полным провалом шведской танковой промышленности. В отличие от французского AMX 50B, вся польза которого после завершения программы стала заключаться в привлечении посетителей танкового музея в Сомюре, шведский тяжелый танк еще послужил верой и правдой. Для начала, самоходная установка AKV 151, после ряда переделок, была принята на вооружение шведской армии как Bandkanon 1 и служила до 2003 года.
Переделанный KRV в ходе испытаний агрегатов Strv S
Гораздо важнее то, что опыт KRV Свен Берге использовал и при разработке главного детища своей жизни — Strv S. На модифицированном KRV отрабатывались технические решения, кроме того, отдельные элементы тяжелого танка пошли и на Strv S. Это, кстати, касается и пушки. Одним словом, единственный по-настоящему тяжелый шведский танк, вовсе не стал бесполезной тратой средств и времени. Ныне KRV находится в запасниках танкового музея Arsenalen, дожидаясь того момента, когда музей расширит экспозиционные площади и танк будет доступен для посетителей.
Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру (Karl Blomster), Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий