Ровно 80 лет назад, 15 октября 1936 года, впервые поднялся в воздух прототип японского истребителя "Накадзима" Ки-27. А в мае 1939 года, на Халхин-Голе, эти машины впервые вступили в бой с советскими истребителями. Несмотря на то, что с момента появления Ки-27 прошло уже два с половиной года, а с момента его принятия на вооружение и запуска в серийное производство - полтора, для наших летчиков он оказался полной неожиданностью.
В СССР никто не знал о существовании этой машины, а участники боев поначалу принимали ее за более старый истребитель "Мицубиси" А5М образца 1935 года, с которым наши добровольцы ранее дрались в Китае. Но, несмотря на внешнее сходство, Ки-27 был гораздо совершеннее, чем А5М, значительно превосходя его в скорости, скороподъемности и высотности. Это превосходство, помноженное на мастерство японских пилотов, играло решающую роль почти на всем протяжении халхингольского конфликта.
Бипланы И-15бис проявили в боях против Ки-27 абсолютную неэффективность, да и пилотам И-16 японская новинка поначалу оказалась не по зубам. В результате, за несколько последних дней мая 1939 года советские ВВС потеряли 16 истребителей, в том числе - 12 "бисов" и 4 И-16, а японцы - всего один. В июне бои стали более масштабными, но соотношение потерь оставалось для нас безрадостным, хотя и не столь катастрофичным, как в предыдущем месяце: сбито 45 советских истребителей (19 "ишаков" и 26 "бисов") и 14 японских.
В июле, по мере наращивания численного превосходства советской авиагруппировки и появления на фронте новых типов истребителей (И-153 и И-16 тип 18 с мотором М-62), положение начало выправляться. Однако перелом наступил только в середине августа, когда у Халхин-Гола было сосредоточено 376 советских истребителей различных типов против примерно сотни японских. В воздушных сражениях третьей декады месяца японцы выдохлись, а их потери впервые превысили советские. Та же картина сохранилась и в сентябре, когда японцам удалось сбить 14 истребителей, а нашим - 23 истребителя и бомбардировщик.
В целом же, за четыре месяца военных действий советские ВВС потеряли в боевой обстановке 56 И-15бис, 90 И-16 (из них 12 пушечных) и 16 И-153, то есть, всего 162 истребителя. У японцев было сбито 62 Ки-27 и пять истребителей-бипланов Ки-10. Еще 34 Ки-27 им пришлось списать из-за боевых повреждений. Подавляющее большинство этих потерь приходится на воздушные бои истребителей друг против друга, так как число самолетов, сбитых зенитками и стрелками бомбардировщиков, либо - уничтоженных на земле было весьма незначительным. Помимо этого, наши истребители сбили около 40 японских разведчиков и бомбардировщиков различных типов, а японские - примерно столько же советских бомбардировщиков СБ.
Таким образом, "внезапный" Ки-27 оказался для советских летчиков очень неприятным сюрпризом и грозным противником, одолеть которого удалось лишь благодаря созданию многократного численного перевеса. Халхин-Гол стал звездным часом этой машины. Хотя, она применялась еще несколько лет в Китае, Индокитае, на Филиппинах и в голландской Ост-Индии, ей больше нигде не удавалось достичь столь громких успехов.
На заставке - картина современного американского мастера авиационной живописи Ронни Олстхорна, изображающя воздушный бой над Халхин-Голом. Советский истребитель И-16 столкнулся в лобовой атаке с Ки-27 из 24-го сентая японских императорских ВВС.
В полете - Ки-27 Ко (первая модификация) из 59-го истребительного сентая в раскраске времен Халхингольского конфликта. Этот авиаполк с эмблемами в виде молний впервые вступил в бой с советскими летчиками в последний день воздушной войны - 15 сентября 1939 года. И в этом единственном бою с его участием он лишился шести самолетов.
На машине отсутствует сдвижная часть фонаря. Японские пилоты зачастую снимали ее для улучшения обзора и облегчения покидания кабины в аварийной ситуации, хотя это ухудшало летные данные. Под фюзеляжем висят дополнительные топливные баки.
Радиофицированный Ки-27 Ко на полевом аэродроме. Обтекатели шасси сняты, так как они нередко забивались травой, а это могло привести к заклиниванию колес и опрокидыванию машины.
Подборка окрасок Ки-27 в великолепном исполнении Ронни Олстхорна. Сверху вниз:
Ки-27 Ко из штабного звена (сентай хомбу) 1-го истребительного сентая ВВС Квантунской армии, лето 1939 года. Самолет оснащен колесами с увеличенными пневматиками низкого давления для действий с мягкого и болотистого грунта.
Ки-27 Оцу (вторая модификация) командира 1-го чутая (эскадрильи) 1-го истребительного сентая в окраске времен боевых действий на Халхин-Голе.
Ки-27 Оцу из 59-го сентая в зелено-серой окраске 1941 года.
Ки-27 Оцу ВВС Сиама, 1941-42 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий