Strv m/42 — средний танк Швеции периода Второй мировой войны.
Данная боевая машина была создана специалистами компании Landsverk AB в 1941-1942 годах на основе легкого танка Strv m/40. Всего с 1943 по 1945 год было собрано 282 танка Strv m/42 в нескольких вариантах. Длительное время данная боевая машина составляла основу танкового парка Швеции. Судьба уготовила танку длительную службу. После проведенной в 1957 году модернизации танк получил новую башню с длинноствольным 75-мм орудием и новое обозначение Strv 74. В таком виде танки оставались на вооружении армии Швеции вплоть до конца 1970-х годов.Танк Strv m/42 стал венцом развития шведского танкостроения в годы Второй мировой войны. Этот средний танк на момент своего создания вполне отвечал требованиям времени, а для страны, которая умудрилась сохранить нейтралитет в двух мировых войнах, его боевых возможностей было достаточно. В то время, как на полях сражений в Европе и Африке в смертельном бою сходились между собой немецкие, советские, британские и американские боевые машины, в Швеции в цехах компании «Вольво» неспешно собирали танки Stridsvagn m/42, ни один из которых ни разу не принимал участия в боевых действиях.
В конце 1930-х годов для вооруженных сил Венгрии шведы разрабатывали средний танк Lago, весивший 15 тонн и вооруженный 47-мм орудием. Данный танк обладал несомненным родственным сходством с другой очень удачной шведкой машиной L-60, которая дала дорогу в жизнь целому семейству легких танков (Strv m/38, 39, 40). Прототип танка Lago был полностью готов и продемонстрирован венгерским военным, но те решили взять за основу для собственного танка «Туран» более простой в производстве чехословацкий Т-21. При этом усилия шведских конструкторов не пропали даром. К началу 1940-х годов шведская армия осознала, что нуждается в собственных средних танках. Во многом из проекта Lago и родился средний танк Strv m/42, вооруженный короткоствольной 75-мм нарезной пушкой «Бофорс» и тремя 8-мм пулеметами.
Внешне этот средний танк сильно напоминал располневший и подросший в размерах вариант легкого танка L-60. Машина была серьезно переработана и удлинена. По сравнению с танком Strv m/40 новая боевая машина имела удлиненное шасси, в котором вместо 4-х было 6 опорных катков и по 3 поддерживающих ролика на каждый борт. При этом масса танка увеличилась по сравнению с Strv m/40 практически в 2,5 раза — до 22,5 тонн. Улучшилось и вооружение. 75-м пушка и два спаренных с ней курсовых пулемета калибра 8 мм дополнялись еще одним 8-мм пулеметом, который был расположен в передней части корпуса танка.
Танк Strv m/42 относился к боевым машинам классической компоновки. В передней части корпуса было расположено отделение управления с местом механика-водителя, в средней части располагалось боевое отделение, над которым была установлена сварная башня обтекаемой формы, в задней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Отличительной особенностью танка можно было назвать его длинный и узкий корпус, в строительстве которого использовались литые детали. Штатный экипаж боевой машины состоял из четырех человек.
Любопытно, что первоначально Strv m/42 шведы планировали использовать в качестве тяжелых танков, но к классу тяжелых танков данная машина в общепризнанной мировой классификации, не относилась. До конца Второй мировой войны с апреля 1943 года по январь 1945 года в Швеции было собрано 282 танка в разных модификациях, которые отличались в первую очередь трансмиссией и силовой установкой. Всего существовало 3 основных варианта данного среднего танка:
Strv m/42TM — вариант танка со спаркой двигателей Scania-Vabis L-603 мощностью 160 л.с. каждый и электротрансмиссией. Всего было выпущено 100 таких боевых машин.
Strv m/42TH — вариант танка со спаркой двигателей Scania-Vabis L-603 мощностью 160 л.с. каждый и гидравлической трансмиссией. Всего было выпущено 125 таких боевых машин.
Strv m/42EH — вариант танка с двигателем Volvo A8B мощностью 380 л.с. и гидравлической трансмиссией. Всего было выпущено 57 таких боевых машин.
Стоит отметить, что установленная на танках Strv m/42TM электротрансмиссия работала плохо, поэтому со временем все танки Strv m/42TM данной модификации были переданы в варианты с гидравлической трансмиссией. Если на момент своей разработки средний танк Strv m/42 хоть и не хватал звезд с неба, но был вполне конкурентоспособен на фоне других боевых машин своего класса производства разных стран, то к концу Второй мировой войны по своим боевым возможностям данный танк существенно уступал средним танкам сил Оси и Антигитлеровской коалиции.
Шасси танка Strv m/42 использовалось шведами для создания различных боевых машин на его базе. В частности, уже в 1942 году была предпринята попытка создания противотанковой САУ Pvkv m/43, которая вооружалась 75-мм пушкой L/50.5 с боезапасом 56 снарядов. Используемое орудие позволяло отправлять бронебойный снаряд в цель со скоростью около 815 м/с, что делало данную самоходку достойным противником любого танка тех лет. Приемка данной САУ началась лишь осенью 1944 года, при этом машину приходилось дорабатывать, поэтому окончательно она была готова лишь в 1947 году, оставаясь на вооружении шведской армии до начала 1960-х годов.
Также шасси танка Strv m/42 стало базой для зенитной самоходной установки. Над созданием ЗСУ для шведской армии конструкторы задумались сравнительно поздно — только в 1943 году. Тогда же был предложен проект Lvkv fm/43. Данная зенитная самоходка на шасси среднего танка отличалась размещением в открытой рубке двух 40-мм зенитных орудий Bofors 60/L (боезапас 326 снарядов). Противовоздушная пушечная машина была выпущена небольшой серией в 17 единиц в течение 1948-1949 годов.
Удивительно, но прагматичные шведы, подарили танкам Strv m/42 вторую жизнь. В 1957 году шведские конструкторы создали новый средний танк, руководствуясь концепцией «дешево и сердито». Они взяли в качестве базы танк Strv m/42, установив на него башню новой конструкции, в которой разместили 75-мм зенитное орудие с длиной ствола 60-калибров (начальная скорость полета снаряда 840 м/с, скорострельность — 8-10 выстрелов в минуту). Каждый такой «новый» танк обходился шведскому бюджету в 360 тысяч крон, в то время как за каждый английский «Центурион» шведы платили примерно один миллион крон.
С 1957 по 1960 год все танки Strv m/42 со спаркой двигателей Scania-Vabis L-603 были переделаны в вариант в Strv 74. 57 танков в версии Strv m/42 ЕН на слом также не отправились. После незначительной переделки, которая касалась в основном размещения пулеметов и установки новых средств связи, эти боевые машины, внешне практически не отличимые от Strv m/42, были приняты на вооружение шведской армии под обозначением Ikv 73. Ikv (Infanterikanonvagn) — это достаточно специфический вид бронетехники Швеции, название которого буквально можно перевести как «пехотная пушечная машина». Задачей их на поле боя была непосредственная поддержка пехоты, такие боевые машины находились на вооружении пехотных бригад шведской армии.
Средний танк Strv 74
Что характерно, даже старые башни от средних танков Strv m/42 в рамках «безотходной модернизации» до Strv 74 прагматичные шведы на слом не отправили. Они установили их в качестве стационарных огневых точек (Värntorn, «защитные башни») на ключевых участках морского побережья страны, а также на аэродромах и в портах.
Тактико-технические характеристики Strv m/42:
Габаритные размеры: длина корпуса — 6250 мм, ширина — 2340 мм, высота — 2585 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 22,5 тонны.
Бронирование — лоб корпуса — 55 мм, борта корпуса — 40 мм, маска орудия — 80 мм.
Вооружение — 75-мм нарезная пушка «Бофорс» и три 8-мм пулемета.
Силовая установка — 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 380 л.с.
Удельная мощность — 16,9 л.с./т.
Максимальная скорость — 45 км/ч (по шоссе).
Экипаж — 4 человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий