четверг, 14 апреля 2016 г.

ОПЫТНЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК A39 TORTOISE (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)





Тяжёлый штурмовой танк A39 Tortoise — британский сверхтяжёлый штурмовой танк, спроектированный, построенный и испытанный в период Второй мировой войны, но так и не запущенный в серийное производство. Машина была разработана для решения задач по разрушению сильно укреплённых районов, поэтому в её конструкции мобильность принесена в жертву огневой мощи и защищённости. Несмотря на то, что данная машина называется танком, её башня не является поворотной — что, в сочетании с мощным артиллерийским вооружением и низкой мобильностью, позволяет причислить её к сверхтяжёлым самоходным артиллерийским установкам.


Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

В 1942 г британский генеральный штаб, отвечавший за выработку концепции развития бронетанковой техники, проявил интерес к так называемому "штурмовому танку" - тяжелой бронированной машине, способной действовать при прорыве фортификационных сооружений и способной выдерживать большое число прямых попаданий. В результате появилось несколько опытных машин, включая A33 "Эксельзиор", A38 "Вэлиэнт" и американский T14, кроме того было большое число проектов, так и не пошедших дальше чертежных досок. Среди них был и проект, подготовленный "Ньюффилд меканизэщион лтд" из Бермингема и представлявший собой AT1 (Штурмовой Танк) со 150-мм броней и небольшой, грушевидной башней под 75-мм пушку или 95-мм гаубицу. Корпус оказался похожим на таковой у "Вэлиэнта", а подвеска планировалась торсионной. Вес оценивался в 45 т. Были два варианта этого проекта: один похожий на танк, но с неподвижной башней; второй - более приземистую машину с 200-мм броней и с вооружением только из пары пулеметов. Но эти проекты не устроили генеральный штаб, потребовавший установки на крышу корпуса шестидюймового миномета и огнемета в правой надгусеничной полке.

Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

31 мая 1943 г появился новый проект с расширенным корпусом, свешивающимся над гусеницами. Уровень защиты остался тот же, а вооружение изменилось, составив две спаренных пулемётных установки в башенках на крыше, 20-мм пушки слева лобового листа и шестифунтовки справа с автоматом заряжания "Молинз" по образцу 3,7-дюймовой зенитки. После нескольких переработок этого проекта, 26 июня 1943 г появился AT10. Этот вариант имел шестифунтовку, спаренную с пулемётом - справа, и 20-мм пушку также с "Бесой" - слева. На крыше корпуса, за командирской башенкой была спаренная пулеметная установка, рассчитанная на хорошие углы обстрела назад. Максимальная толщина брони теперь достигла 225 мм, вес оценивался в 45 т, высота по корпусу была 2,28 м. "Ньюффилд меканизащион лтд" посчитала такое сочетание защиты и вооружения достаточным и приступила к изготовлению полномасштабного деревянного макета. Однако, генеральный штаб потребовал от фирмы поставить на "Tortoise" ("Черепаху") - так теперь назывался проект - 75-мм пушку с высокой начальной скоростью снаряда.


На "Ньюффилде" рассчитали, что необходимое удлинение корпуса приведет к росту веса до 65 т, тем не менее сэр Майлз Томас из руководства "Ньюффилда" заключил, что установить новую 17-фунтовую пушку на танк не представит особого труда, и предложение было принято. Новый проект AT13 появился 13 августа 1943 г и уже выглядел, как та "Черепаха", к которой мы привыкли. Но даже после этого пушка была сдвинута вправо, а 20-мм автомат - влево, хотя но заданию вместо него планировалась 95-мм гаубица. Подвеска представляла собой ряд двухколесных тележек с 32-дюймовой гусеницей. Пары тележек незначительно перекрывали друг друга. Внешние колеса тележек с каждой стороны могли демонтироваться вместе с гусеничным экраном, что позволяло танку проходить по ширине через мост Бэйли-бридж. Это напоминало аналогичную операцию с "Тигром" при его перевозке по железным дорогам, а на американском гиганте T28 - "кузене" "Черепахи" - вопрос решался еще более радикально - там демонтировалась внешняя пара гусениц.

Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

Одновременно был решен вопрос с двигательной установкой. Для AT10 планировался двигатель "Форда", но какой - V8 серии GAA или V12 - еще было не ясно. На AT13 было решено поставить "Роллс-Ройс-Метеор" с трансмиссией "Мерритт Браун". У проекта была одна "деталь", которая могла по совокупности превзойти все другие технические проблемы - конструкторы "Ньюффилда" планировали цельнолитой корпус "Черепахи". Хотя это представляло несомненные выгоды с точки зрения баллистики корпуса, возникли сомнения в возможности завода обработать такую "деталь". Это была главная проблема, но Майлз предвидел и другие трудности: не окажется ли "Черепаха" слишком тяжелой для существующих транспортеров? К декабрю 1943 г был почти готов макет по проекту AT13, хотя последний раза три слегка изменялся. Так на AT14 вместо 20-мм пушки и пулемета слева был установлен только один пулемет - вес сократился до 60 т. На AT15 пушка была сдвинута к центру корпуса, а на AT15A рубка корпуса была, увеличена, что довело вес до 65 т.

На этой стадии вновь вмешался генеральный штаб, который потребовал установить новую пушку, идущую на смену 17-фунтовой. Макет был переделан под новую 37-фунтовую пушку, представлявшую собой противотанковое орудие на базе проверенной 3,7-дюймовой зенитки. После принятия решения проект был переделан уже, как AT16, и был заказан опытный образец из неброневой стали. В феврале 1944 г последовал следующий шаг - было решено заказать 25 танков, которым генеральный штаб дал обозначение A39 Tortoise, не дождавшись даже опытного образца. Этот трюк, испробованный ранее на "Черчилле", привел к печальному результату. Даже на этой стадии работы было ясно, что поставки могут начаться никак не раньше сентября 1945 г - оценка, которую следовало еще воплотить в жизнь. Тем временем были подготовлены еще два проекта - AT17 и AT18. Оба использовали то же шасси и отличались огнемётом, установленным на место пушки. Практически весь боевой отсек был занят четырьмя 610-л ёмкостями с зажигательной смесью, между которыми находились семь баллонов высокого давления, обеспечивающими выброс огнесмеси.

Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

На AT17 один огнемет был на месте пушки, а другой в пулеметной башенке на крыше рубки. AT18 имел огнемет вместо пушки, при снятом лобовом пулемете. Оба проекта дальше чертежей не пошли. В ноябре 1944 г появился еще один "конкурент" - SP4. Это был танк с башенной установкой 3,7-мм пушкой на шасси A41 ("Центуриона"), который был реализован только в деревянном макете. К тому времени выяснилось, что характеристики пушки можно улучшить, заменив 37-фунтовый снаряд на 32-фунтовый. Заявлялось, что с ним характеристики орудия били в целом на 25 выше, нем у 17-фунтового орудия. С окончанием войны в Европе интерес к A39 Tortoise стал быстро сокращаться. Уже строились планы по новому поколению боевых машин, среди которых A39 смотрелся динозавром. Заказ был сокращен до 12 машин. В феврале 1946 г Комитет Обороны решил вновь уполовинить заказ, уже до 6 машин по цене 141666 фунтов каждая. Реально было закончено пять танков, а детали шестого использованы на запчасти.

Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

Корпус A39 Tortoise сваривался из литых деталей и катаных листов брони. Самая большая отливка представляла собой рубку корпуса без крыши с толщиной лобовой части до 230 мм. Крыша представляла собой катаный лист. Еще одна литая деталь в лобовой части защищала трансмиссию. Моторное отделение сваривалось из катаных листов брони и нависало над гусеницами. В правой надгусеничной полке находилась укладка 3ИПа, в левой - зарядный агрегат и аккумуляторы. Нижняя часть корпуса выполнялась из катаных листов брони, с дополнительной защитой в виде тяжелых бортовых экранов. Подвеска была торсионной, хотя чисто внешне напоминала шасси "Шермана". Каждая колесная тележка (по четыре на борт) имела по две пары катков. Торсионы были сгруппированы под полом кабины по четыре, гак что на каждую бортовую тележку было два торсиона.

В большинстве случаев катковая тележка имеет одну ось и ее колеса двигаются в вертикальной плоскости одновременно, но на "Черепахе" каждый каток тележки имел еще и независимую подвеску. Это было предусмотрено еще на стадии проекта одновременно с возможностью снятия внешней пары катков тележки, для сокращения габаритов танков при перевозке, но одновременно такая подвеска снижала поперечную нагрузку на тележку, характерную для шасси с широкими гусеницами. Следует отметить, что не было предусмотрено какого-либо демонтажа другого оборудования, позволившего бы снизить вес и размеры при транспортировке. Что хотели, то и получили - возможность перевозки по железным дорогам, погрузки через рампу десантных судов и движения по наводным мостам пришлось отбросить. Траки гусеницы отливались из маргонцовой стали и имели центрирующий гребень. Ширина траков была 32 дюйма, каждое звено соединялось двумя штифтами навстречу друг другу.

Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

Танк A39 Tortoise представлял собой довольно редкую среди английских танков схему с передней ведущей "звездочкой" при заднем расположении двигателя. Ленивцы были соответственно сзади. Гусеница имела шесть поддерживающих катков на сторону - по два на двух центральных валах и по одному на переднем и заднем. Двигательная установка состояла из безнаддувного двигателя "Роллс-Ройс" Мk.V "Метеор" - 12-цилиндровый, V-образный, мощностью 650 л.с. По бокам двигателя ставились два топливных бака - большой на 390 л справа и малый 245 л - слева. Слева также располагался маслобак, занимавший оставшееся место. Радиаторы были перед двигателем, а выхлопные трубы собирались в большой глушитель, шедший вдоль всего моторного отделения.


Как упоминалось выше, танк A39 Tortoise также нес зарядный агрегат четырехцилиндровый двигатель "Моррис"-8, работавший прямо на генератор. Движок был включен в контур охлаждения основного двигателя, а выхлопная труба с глушителем была выведена за боевой рубкой. Двигатель работал на коробку передач через сцепление "Борд&Бекк" и три вала, объединенных в общей трубе. Коробка передач была "Меррит-Броун" H51D, обеспечивающая через раздельный реверс шесть скоростей вперед и назад и имеющая бортовые тормоза для управления по курсу. Такая коробка передач позволяла танку разворачиваться на месте. После испытания опытного образца Р1 в трансмиссию внесли изменения, но какие не известно.


Одной из наиболее интересных особенностей этого танка - A39 Tortoise тогда рассматривался именно танком, пускай очень специфичным, но не самоходкой - было боевое отделение, вмещавшее экипаж из семи человек. Экипаж включал водителя, занимавшего место справа от орудия, стрелка лобового пулемёт - слева от орудия, еще один стрелок находился за водителем, командир сидел слева - за и выше первого стрелка. Таким образом четыре члена экипажа располагались по бортам рубки, освободив в центре место для артиллерийского расчета. Наводчик орудия располагался слева от орудия, а два заряжающих - за орудием. С последними возникла интересная проблема. Орудие было спроектировано под раздельное заряжание снаряды и заряды хранились отдельно. Небольшое число "готовых" снарядов хранилось на задней стенке боевой рубки в отдельных пеналах, а большая часть боезапаса располагалось под полом боевого отделения.

Проблема была: должны ли были заряжающие отдельно досылать в орудие снаряд и гильзу заряда, либо один из них должен был заряжать орудие, а другой - только оперировать замком? Последнее было стандартной практикой английских артиллеристов, но тщательный хронометраж показал, что более предпочтительней является первая схема заряжания, принятая на "Черепахе". История создания 32-фунтового (3,7-дюймового - 94-мм) орудия уже упомянута. Можно еще добавить; что начальная скорость снаряда была 880 м/с, а в боекомплект входили бронебойные и фугасные снаряды. Орудие монтировалось в шаровой опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающим +18° -10°. склонения и 20 градусов по горизонту в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, но был жестко связан с самим орудием.

Передний стрелок имел в своем распоряжении 7,92-мм пулемет "Беса", также в небольшой шаровой установке с углами склонения 35°. Еще два "Беса" были в верхней башенке с круговым обстрелом. Они имели углы склонения Ч10°. Необходимость а последней пулеметной установке была сомнительной, в то же время она 'представляла определенную опасность для радиоантенны и компаса, которые были смонтированы на крыше корпуса, не говоря уж о членах экипажа. Так как вся крыша рубки становилась "зоной огня", спарка пулеметов была оснащена специальным устройством, предотвращавшим поражение оборудования, на крыше корпуса. Кроме того каждый люк был оснащен специальным выключателем, блокирующим огонь из пулеметов при открытом люке. Спуск пулеметов по этой причине был сделан электрическим. Управления пулемётами (в вертикальной плоскости) осуществлялось при помощи ручки с двумя кнопками электроспуска. Для этой установки требовались специально подготовленные стрелки, и не только из соображений безопасности - для устранения задержки "Беса" в столь стесненной установке обычное обучение не помогало. Командир также имел в своем распоряжении вращающуюся башенку со смотровыми приборами и бинокулярным перископом, подвижным в вертикальной плоскости. Последний через повторители был связан с прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка.

Опытный тяжелый танк A39 TORTOISE (Великобритания)

На башенке командира, был смонтирован стандартный, шестиствольный дымовой гранатомёт, имевший, таким образом, круговой обстрел. Еще два таких гранатомета были на углах лобового листа боевой рубки. Слева от люка водителя, в подвижной установке был смонтирован двухдюймовый гранатомет. Место водителя показалось бы знакомым каждому, имевшему дело с "Центурионом", хотя первое было расположено выше и справа. Однако, если человек не имел специальной подготовки, он бы почувствовал себя не очень уютно на этом месте - управление танком было как бы сдвинуто вправо, так что водителю приходилось сидеть под некоторым углом к направлению движения. Кроме того, если водитель управлял танком через открытый люк и сиденье было следовательно приподнято, дотянуться до педалей было трудным делом. При полном оснащении на A39 Tortoise ставилась радиостанция N 19/38 (слева, между командиром и стрелком), обеспечивающая как внешнюю, так и внутреннюю связь, а также связь с пехотной, носимой радиостанцией, укрепленной за рубкой танка. Связь могли осуществлять командир и водитель, но реально осуществлять настройку станции мог только левый заряжающий.

Как уже отмечалось, A39 Tortoise была танком и именно так числилась в документах Королевского бронетанкового корпуса. В то же время она могла рассматриваться и неплохой противотанковой самоходкой. В этом случае A39 Tortoise попадала под юрисдикцию Королевской артиллерии, и когда летом 1949 г Р1 был послан на огневые испытания, он попал в Лакхилл под Сэлизбери Плэйн - сердце "страны артиллеристов". К тому времени было ясно, что как танк A39 Tortoise принят не будет, и артиллеристы решили попробовать танк для выработки будущих требований к противотанковым самоходкам. Но испытать его там не довелось. Сначала офицер полигона, ответственный за выработку параметров стрельбы, высчитал, что дальность стрельбы даже прямой наводкой слишком велика для обеспечения безопасности за пределами полигона. Потом Военный офис решил передать самоходную противотанковую артиллерию Королевскому бронетанковому корпусу.

В результате A39 Tortoise была забран в Лулворс под Бовингтоном - в танковую школу артподготовки; где были и достаточно место для стрельбы (именуемое Ла-Маншем), чтобы обеспечить безопасность при вылете снаряда за пределы полигона. Танкисты решили проверить на будущее особенности раздельного заряжания и одновременно сравнить способы заряжания орудия с принятыми в артиллерии. Для этого экипаж комплектовался как из танкистов, так и из артиллеристов. Для сравнительных испытаний в Лулворс был пригнан "Центурион"-III. Поскольку 32-фунтовку уже удалось испытать на кучность и бронепробиваемость, осталось время и для ходовых испытаний, которые дали те же результаты, что и ранее проведенные. Хотя судьба A39 Tortoise фактически была решена с концом войны, и на вооружение её принимать не собирались, два танка были использованы для испытаний в Европе.

В апреле 1948 г было решено послать в Германию A39 Tortoise Р4 и Р5, чтобы в первую очередь проверить возможность транспортировки столь крупных танков в пределах британской оккупационной зоны. Учитывалось начало работ по новой серии тяжелых танков FV200, так как было ясно: где пройдет "Черепаха", там можно "пропихнуть" все, что угодно. Предполагалось послать в Германию два образца, чтобы испытать их в различных дорожных условиях, а также провести огневые испытания по "живым" целям у Бельзена. Официально испытания начались 1 июня. Их описание заняло бы слишком много места, но в целом можно сказать, что в основном испытания заключались в транспортировке танков по Германии.

Оба танка A39 Tortoise во время испытаний получили личные имена, но из-за плохого качества фотографий было установлено только имя Р5 - "Эдвенче". Именно этот танк использовался для огневых испытаний под Бельзеном. Стрельба осуществлялась по щитам на дистанции до 2000 м, особо отмечалась хорошая кучность и хорошее впечатление нового орудия на экипажи, которые привыкли к капризной 17-фунтовке. Потом проводились стрельбы по списанному "Шерману", чья лобовая часть была просто разорвана в клочья. Наконец, стрельбы провели по "Пантере" - судя по фото, это была одна из машин, собранных после войны под английским контролем. По-видимому, это модель G с лобовой частью по типу танка, выставленного в Бовингтоне. С 1230 м снаряд с "Черепахи" пробил лобовой лист "Пантеры", вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. По результатам испытаний представители бронетанковых войск и артиллерии очень высоко оценивали танк A39 Tortoise. Однако, некоторые наблюдатели были настроены менее оптимистично, и отчеты об испытаниях пестрят такими фразами: "...отсутствие кругового обстрела", "...слишком тяжелый", "...слишком медленный", "...умопомрачительные проблемы с транспортировкой", "...раздельное заряжание". Судьба A39 Tortoise была решена...

Тактико-технические характеристики A39 Tortoise:
Боевая масса, т 79
Экипаж, чел. 7 (командир, стрелок, пулемётчик, 2 заряжающих, механик-водитель, помощник механика-водителя)
Длина корпуса, мм 10060
Ширина корпуса, мм 3910
Высота, мм 3050
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град. 228 мм
Борт корпуса, мм/град. 178 мм
Крыша корпуса, мм 33 мм
Лоб башни, мм/град. 228 мм
Борт башни, мм/град. 178 мм
Крыша башни, мм 33 мм
Вооружение
Калибр и марка пушки 94-мм Ordnance QF 32 pounder
Пулемёты три 7.92-мм пулемёта 7.92 mm Besa MG
Тип двигателя бензиновый двигатель Rolls-Royce Meteor V12
Мощность двигателя, л. с. 600
Скорость по шоссе, км/ч 19
Скорость по пересечённой местности, км/ч 6
Запас хода по шоссе, км 140
Удельная мощность, л. с./т 7.7

еще одно интересное описание

В начале 1943 года, когда поражение Германии виделось делом ближайшего будущего, военные специалисты британской армии всерьёз задумались над проблемой преодоления долговременных линий обороны. Хотя опыт предыдущих сражений подсказывал, что различные «полосы препятствий» вроде французской «Мажино» уже канули в лету, определённые опасения ещё оставались. Тогда предполагалось, что основные затруднения возникнут при штурме «Линии Зигфрида», насыщенной бетонными ДОТами, противотанковыми рвами и прочими сооружения оборонительного характера. Следовательно, для поддержки наземных частей требовалась боевая машина, способная долговременно находится под огнем противотанковых средств противника и одновременно способная поражать его укреплённые огневые точки. 
Совместными усилиями секретариата военного ведомства и Министерства Поддержки в апреле 1943 года был разработан общий меморандум, предусматривавший разработку именно такого танка. Большинство британских танкостроительных фирмы пошло традиционным методом разработки новой машины на основе уже существующих конструкций, что привело к созданию тяжелого танка А33, а также пехотных А38 и А43. И только специалисты фирмы Nuffield выбрали наиболее трудный путь создания проекта с «чистого листа».
Как оказалось, в требованиях военного ведомства и видении проектировщиков наблюдались определённые разночтения. В результате, финальный вариант проекта танка, символически названного «Tortoise», претерпел столь значительное количество переработок, что в конечном итоге не имел ничего общего со своей первоначальной версией.
Первый тур борьбы за создание штурмового танка сразу принёс несколько сюрпризов. На рассмотрение Танковой Комиссии 13-го мая 1943 года было подано сразу три проекта на одном базовом шасси.
AT 1 – представлял собой стандартный штурмовой танк в башней кругового вращения, 12 опорными катками с торсионной подвеской и двумя вариантами вооружения: 76,2-мм или 95-мм орудиями. Масса танка оценивалась в 45 тонн, максимальная толщина брони – 4 дюйма (101,6 мм);
AT 2 – проект с неподвижной рубкой. По всей видимости, разработчики пытались снизить массу танка, которая теперь оценивалась в 41 тонну, и одновременно улучшить условия работы танкистов. Толщина бронирования и состав вооружения не изменились;
AT 3 – третий проект заметно выпадал из общего ряда. Этот вариант танк должен был оснащаться коробчатой неподвижной рубкой, на крыше которой продольно устанавливались две одноместные башни со спаркой пулеметов. Толщину бронирования усилили до 203 мм в лобовой части корпуса и оставили 101,6 мм броню по бортам. Таким образом, состоялось возвращение к концепции 1930-х гг., приведшей тогда к созданию пехотного танка A11 «Matilda». Шесть лет спустя был предложен, по сути, аналогичный танк, но выполненный на более высоком техническом уровне.
Непонятно, что случилось в умах разработчиков и военных специалистов, но приоритет вариантов АТ 1 и АТ 2 был понижен и основные работы продолжились по АТ 3. Возможно, фирма Nuffield решила отличиться во всех ипостасях, ведь к тому моменту уже практически были готовы прототипы танков Т14 и А33. Впрочем, на пути к успеху ещё предстояло преодолеть массу препятствий.
Наличие чисто пулеметного вооружения проекта АТ 3 очень слабо согласовалось с самой концепцией «штурмового танка», что заставило инженеров переработать проект. На следующем заседании, проведенном 19-го марта 1943 года, было представлено два «улучшенных» варианта.
AT 4 – список изменений был следующим: надстройка корпуса уменьшена по высоте с сделана ступенчатой, введено три пулеметные башни размещенных в два яруса, установлена высокая командирская башенка, в корпусе устанавливался жёстко закрепленный 122-мм гранатомет и огнемёт(!) в надгусеничной нише. Бронирование осталось прежним, но масса повысилась до 38 тонн.
АТ 5 – одновременно был предложен второй, так сказать, «облегченный» вариант с обычной надстройкой и двумя пулеметными башнями. Масса танка оценивалась в 36 тонн.
Дальнейшие конструкторские изыски инженеров фирмы Nuffield иначе как «творческой вакханалией» назвать трудно. Под спецификацию «штурмовой танк» эти варианты всё ещё не подходили, что заставило разработчиков вернуться к пушечному вооружению. Так появился проект АТ 6 с увеличенной надстройкой. На крыше ещё сохранялись две пулеметные башенки, однако в лобовой части надстройки решили установить более-менее приемлемую артсистему. Поскольку компоновка боевого отделения была весьма плотной пришлось снова обратиться к опыту недалекого прошлого. Видимо, хороший обзор с места механика-водителя имел какую-то доминирующую форму, поскольку в спонсон с правой стороны решили установить 6-фунтовую пушку спаренную с пулеметом, а в левом спонсоне размещалась автоматическая 20-мм пушка Polsten. При сохранении прежнего бронирования масса выросла до 43 тонн.
В таком виде танк устраивал военных несколько больше и проект отправили на доработку. Впрочем, обновленный вариант АТ 7, представленный 10-го июня 1943 года, никаких радикальных доработок не получил. Изменили только размещение командирской и пулеметной башенок (теперь они находились справа и слева соответственно). Масса составила 43,5 тонны.
Поскольку весовые характеристики продолжали расти, было решено провести работы по облегчению конструкции. Модернизированный проект АТ 7А должен был весить 41,5 тонны, но фактически он был аналогичен АТ 7.
Следующий виток творческой мысли привел инженеров Nuffield к выводу, что расположение орудия главного калибра в бортовом спонсоне явно не отвечает текущим требованиям хотя бы из-за наличия больших «мертвых зон». Вариант АТ 8 наконец-таки получил 6-фунтовую пушку размещенную почти по центру лобовой части надстройки, с небольшим смещением влево. Установка 20-мм автоматической пушки «перекочевала» на правый борт, но пулеметные башенки и схема бронирования остались без изменений.
Впрочем, этого показалось мало. Вариант АТ 9, представленный 22-го июня 1943 года, получил поистине «штурмовую» компоновку. На крыше надстройки установили диагонально расположенные орудийную (спереди-слева) и пулеметную (сзади-справа) башни. Поскольку диаметр погона «главной» башни составлял всего 117 мм в неё можно было установить только 20-мм пушку, но это был уже определённый прорыв. Для танка запланировали установку бензинового двигателя Ford V8 серии GAA или Ford V12. Масса танка определялась в 45 тонн.
Несмотря на определенные преимущества компоновка боевого отделения ещё больше уплотнялась, а высота по корпусу составила 2,28 м. Тогда же было решено вновь вернуться к спонсонам и центральному расположению поста управления. Состав вооружения остался прежним. Командирскую башенку уменьшили по высоте, а пулеметную оставили всего одну и установили её на корме надстройки по продольной оси. Толщина лобового бронирования была доведена до 228 мм, но масса танка оставалась в пределах тех же 45 тонн. Новая версия проекта получила индекс АТ 10.
Проект АТ 10 получился несколько лучше ранних вариантов – фирма Nuffield даже приступила к изготовлению полномасштабного деревянного макета, однако этот танк больше походил на самоходную установку огневой поддержки. Явно неадекватным мощному бронированию выглядел состав вооружения. Удачная 6-фунтовая пушка больше подходила для крейсерского танка, чем для штурмовой машины. Генеральный штаб потребовал оснастить А39 орудием калибра 75 мм, но тут «танкистов» весьма вовремя выручили «артиллеристы».
В конце 1942 года в производство запустили 17-фунтовое противотанковое орудие высокой мощности, бронебойный снаряд которого на дистанции до 1000 метров пробивал лобовую броню любого немецкого танка. Массовые поставки начались с 1943 года – тогда же это орудие стали устанавливать на американские танки М4А1 и М4А4, получив весьма успешный вариант под названием «Sherman Firefly». Таким образом, для нового проекта была выбрана именно 17-фунтовая пушка, в боекомплект к которой входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные снаряды. Сэр Майлз Томас из руководства фирмы, позже ставший начальником отдела бронетанковой техники в министерстве снабжения, заключил, что установить 17-фунтовую пушку не составит особого труда.
Очередной вариант штурмового танка, представленный 21-го августа 1943 года, получил обозначение АТ 13 (о проектах АТ 11 и АТ 12 информации не сохранилось). В связи с тем, что габариты 17-фунтового орудия были значительно больше, пришлось полностью перепроектировать надстройку, увеличив её габариты, но оставив схему размещения вооружения. Понятно, что это повлекло за собой существенное увеличение массы и шасси старого типа также пришлось заменить. Новый вариант включал по 9 опорных катков на каждый борт и 32-дюймовую гусеницу. Восемь из них блокировались попарно в четыре тележки с торсионной подвеской (причем пары тележек незначительно перекрывали друг друга), а девятый был «независимым». Внешние колеса тележек с каждой стороны могли демонтироваться вместе с гусеничным экраном, что позволяло танку проходить по ширине через мост Бэйли-бридж. Вместо трех поддерживающих роликов с каждого борта теперь имелось четыре. Также планировали установить более мощный двигатель Rolls-Royce «Meteor». После всех доработок масса АТ 13, по мнению разработчиков, могла составить 63 тонны.
Такие «улучшения» постепенно переводили проект штурмового танка в класс сверхтяжелых машин, что не очень устраивало военных, особенно учитывая состав вооружения. Обновленный вариант, имевший индекс АТ 14, разрабатывался как-раз в целях снижения массы. В жертву была принесена 20-мм пушка Polsten, которую в левом спонсоне заменили на 7,92-мм пулемет Besa. В теории, это должно было сэкономить 3 тонны.
В предложенном виде проект устроил заказчика практически по всем параметрам, за исключением одного нюанса. Размещение мощного 17-фунтового орудия в бортовом спонсоне требовало значительной весовой компенсации. Кроме того, требовалось учитывать влияние энергии при выстреле и удобства работы артиллерийского расчета. Всё это привело к появлению варианта АТ 15, у которого орудие располагалось по центру лобовой части надстройки. Место водителя и пулеметная башенка, соответственно, перемещались на правую сторону. Командирская башенка теперь находилась слева, за местом пулеметчика. Далее последовал вариант АТ 15А, отличавшийся увеличенной надстройкой и массой порядка 65 тонн. Соответственно, был переделан макет танка, чтобы заказчик смог прочувствовать все преимущества нововведений.
Это приблизило завершение предварительных проектных работ, но по-прежнему не совсем устраивало военное ведомство. Заказчик потребовал усилить состав вооружения, что и было выполнено в кратчайшие сроки – финальный вариант АТ 16оснащение танка 37-фунтовым (94-мм) противотанковым орудием в бронированной надстройки той же конструкции. Проект, после некоторых доработок, был одобрен в феврале 1944 года, после чего фирма Nuffield получила заказ на постройку опытного образца из неброневой стали. Новый танк получил официальное обозначение А39.
Параллельно было разработано два варианта огнеметных танков под индексами АТ 17 и АТ 18. От базового варианта они отличались размещением в боевом отсеке четырех 610-литровых баков с огнесмесью, между которыми находились семь баллонов высокого давления. На АТ17 один огнемет установили на месте орудия, а другой в пулеметной башенке на крыше рубки. Вариант АТ18 имел огнемет вместо пушки, при снятом лобовом пулемете. По идее, толстое лобовое бронирование должно было надежно защитить экипаж от огня противника, но времени на реализацию этих проектов не оставалось. К тому же, их посчитали избыточными, в виду запуска в серийное производство огнеметных вариантов серийных танков.
Новая «старая» схема
Описание конструкции Heavy Assault Tank А39 “Tortoise”
Решив, что полдела сделано, Генеральный Штаб сразу же подписал контракт на изготовление 25 предсерийных образцов, хотя уже тогда было ясно, что ранее второй половины 1945 года получить их никак не удастся. Собственно, так оно и вышло.
Пока шла сборка первого прототипа война закончилась. Вообще, необходимость в наличии штурмового танка, больше соответствовавшего САУ, отпала ещё осенью 1944 года, когда фортификации «Лини Зигфрида» смотрелись далеко не так устрашающе, как раньше. На фоне зарубежных танков подобного класса (например ИС-3 или «Koenigtiger») ранее считавшийся перспективным британский А39 вообще выглядел, мягко говоря, старомодно. В Комитете Обороны сделали соответствующие выводы и в феврале 1946 года сократили заказ до 12 машин по цене 141666 фунтов каждая. Но и этот контракт не был выполнен полностью. Танки предназначались только для испытаний – в свете появления серийных танков А41 «Centurion» британская армия принимать их на вооружение совершенно не собиралась. В общей сложности было изготовлено шесть комплектов для сборки А39. Только пять из них стали танками, а шестой использовали как набор запасных частей.
Ходовая часть танка А39, получила достаточно оригинальную конструкцию. Как и предполагалось проектом, на каждый борт имелось по 8 сдвоенных опорных катков блокированных попарно в четыре тележки. Фактически, из-за огромной массы танка, тележка представляла собой жёсткую конструкцию с четырьмя отдельными опорными катками, два из которых монтировались на общей оси. Также была предусмотрена возможность демонтажа внешней пары катков для облегчения транспортировки танка и одновременно снижало поперечную нагрузку на тележку. Нечто подобное затем было использовано на американской САУ Т28, но там разработчики на такие «мелочи» не разменивались и решили демонтировать внешнюю пару гусениц целиком. Подвеска была торсионной, однако торсионы группировались по четыре и получалось, что на каждую тележку приходилось по два из них. Весьма необычным для британского танкостроения стало переднее размещение ведущих колёс с гребневым зацеплением. Направляющие колёса (спицованные) располагались сзади. Для компенсации высокого удельного давления на грунт применили гусеничные траки шириной 32 дюйма (813 мм) с центрирующим гребнем. Траки отливались из марганцевой стали и соединялись между собой штифтами. Верхняя гусеничная ветвь поддерживалась шестью колесами малого диаметра по каждому борту. Ведущие, направляющие и поддерживающие колёса, а также часть элементов подвески защищались бортовыми экранами. Широкие надгусеничные полки использовались для размещения зарядного агрегата с аккумуляторами (с левой стороны) и укладки ЗИП (справа).
Утвержденная схема размещения вооружения и нескромные габариты орудия обусловили не совсем традиционную конструкцию надстройки, которая по бортам стала нависать над ходовой частью. В противном случае обеспечить более-менее комфортабельную работу экипажа становилось невозможно. Самой «тяжелой» для производства оказалась передняя часть надстройки корпуса, имевшая толщину лобовой части 228 мм. Нижняя часть носовой части корпуса, а также задняя секция и крыша, представляли собой отдельные отливки и приваривались отдельно. По причине уникальности машины компоновка боевого отделения получилась не менее оригинальной. Экипаж танка состоял из 7 человек и размещался следующим образом:
  • механик-водитель – спереди справа от орудия;
  • помощник механика-водителя
  • командир танка – слева от орудия, немного выше стрелка;
  • наводчик – слева от орудия;
  • два заряжающих – за орудием в центральной части боевого отделения;
  • первый пулемётчик – спереди слева от орудия;
  • второй пулемётчик – сзади слева, за местом водителя
При проведении проектных работ британские инженеры столкнулись с одной интересной проблемой. Заключалась она в том, что стандартная практика использования двух заряжающих предусматривала следующую схему работы двух заряжающих: первый заряжает орудие, а второй работает только с замком. Однако, подобная схема была хорошо в тех машинах, где имелось только раздельно-гильзовое заряжание. На танке А39 часть выстрелов хранилась в готовом виде на задней стенке боевой рубки в отдельных пеналах, а большая часть боезапаса располагалось под полом боевого отделения. После некоторых прений было решено, что заряжающие должны отдельно досылать в орудие снаряд и гильзу заряда, что уменьшало общее время необходимое на перезарядку.
Теперь следует отдельно рассказать о «главном калибре» танка. Противотанковое 37-фунтовое (94-мм) орудие, размещенное практически по центру лобовой части надстройки, представляло собой «адаптацию» зенитной 3,75-дюймовой артсистемы под новые нужды. Пришлось поработать с противооткатными устройствами, системой прицеливания и новым стволом, но самое главное – было введено раздельно-гильзовое заряжание. Когда орудие было уже готово артиллеристы представили данные о том, что использование 32-фунтового выстрела будет даже более эффективным. Нововведение было одобрено, однако раздельно-гильзовое заряжание всё же осталось. На испытаниях скорость бронебойного снаряда составил 880 м\с, что было больше, чем у 3,7-дюймовой зенитки, но меньше, чем у немецких 88-мм танковых орудий. Впрочем, это вполне устроило британское военное ведомство. Орудие монтировалось в шаровой опоре диаметром 24 дюйма, обеспечивающим углы наведения по вертикали в пределах от +18° до -10°. По горизонту имелась возможность наведения в пределах 20° в обе стороны. Прицел наводчика монтировался в отдельной шаровой установке слева от орудия, но был жестко связан с самим орудием.
Как уже указывалось, слева от орудия был сделан вырез по шаровую установку одного 7,92-мм пулемета Besa имевшей углы склонения 35°. Спарка таких же пулеметов, с углами вертикального наведения от +15 до -10°, размещалась в пулеметной башенке на крыше справа-сзади. Слева от неё находилась командирская башенка кругового вращения со смотровым прибором и бинокулярным перископом подвижным в вертикальной плоскости, который через повторители был связан с прицелами наводчика орудия и верхнего стрелка. В передней части крыши разместили два люка и три прибора наблюдения. Также на крышу надстройки вывели антенны радиостанции No.19\38. Чтобы избежать поражения приборов и экипажа от огня башенных пулеметов британскими инженерами были разработаны специальные механизмы, предотвращавшие поражение оборудования и блокирующий огонь из пулеметов при открытых люках. По этой же причине спуск пулеметов был только электрическим, а управление ими в вертикальной плоскости осуществлялось при помощи ручки с двумя кнопками электроспуска.
Дополнительное вооружение состояло из дымовых гранатометов, весьма хорошо зарекомендовавших себя в боевых условиях. По одному шестиствольному гранатомету неподвижно закрепили на углах передней части надстройки. Ещё один такой же гранатомет находился монтировался на командирской башенке, что обеспечивало возможность кругового обстрела.
Трансмиссия танка А39 находилась в носовой части перед отделением управления. Она включала механическую коробку передач Merrit-Brown H51D, обеспечивавшей через раздельный реверс шесть скоростей вперед и назад и имевшей бортовые тормоза для управления по курсу.
В моторном отделении, которое по ширине соответствовало надстройке корпуса, устанавливался бензиновый 12-цилиндровый безнаддувный двигатель Rolls-Royce Mk.V «Meteor» мощностью 650 л.с., включенный в контур жидкостной системы охлаждения. Перед ним находился радиатор, а по бокам от двигателя разместили два топливных бака: на 390 литров справа и на 245 литров слева. Также с левой стороны находился маслобак. Глушитель, к которому были подведены выхлопные трубы, крепился на кормовом листе корпуса. В качестве зарядного агрегата использовался 4-цилиндровый бензиновый двигатель Morris-8, работавший прямо на генератор. Мощность от основного двигателя передавалась на коробку передач через сцепление Bord & Beck и три вала, объединенных в общей трубе.
Окончание Второй Мировой войны заметно охладили интерес британского Генштаба с тяжелым штурмовым танкам. Даже в сравнении с обычными противотанковыми САУ британская «Черепаха» смотрелась монструозно, однако основная проблема заключалась далеко не в этом. При разработке А39 было допущено несколько технологических просчетов, не позволявших полностью раскрыть боевой потенциал этой машины. Наличие пулеметной башенки, к тому же, размещенной неудачно относительно секторов обстрела, смотрелось явным анахронизмом. Управлять пулеметами с электроспуском (впрочем, как танком в целом) могли только специально подготовленные стрелки, что исключало возможно быстрой пересадки на А39 с танков других типов. Толщину бронирования можно назвать избыточной избыточной, но при выбранной компоновке обеспечить более надежную защиту экипажа было бы проблематично. Отсюда возникала основная проблема с «лишним весом», которая вполне закономерно привела к отмене всего проекта. Более того, предварительные оценки разработчиков, определявших массу танка в 65 тонн, оказались чересчур оптимистичными. В реальности прототипы А39 в полной комплектации весили 79 тонн, что совершенно не устраивало заказчика.

Постройка прототипов шла очень неспешно и первый из них появился только в 1947 году. Все собранные прототипы получили индексы от Р1 до Р5 и кроме маршей к различным полигонам нигде больше себя не показали. После выполненных ходовых тестов опытного образца Р1 стало понятно, что А39 на будет принят на вооружение британской армии и в лучшем случае опытные образцы послужат для различных испытаний, хотя первоначально танки планировали передать специалистам 79-й танковой дивизии (79th Armoured Division). Предварительно в трансмиссию танка Р1 были внесены доработки.
Тем не менее, затраченные средства надо было оправдывать и у военных периодически возникал соблазн проверить ходовые качества этих машин в менее тепличных условиях. Так, в апреле 1948 было принято решение отправить прототипы Р4 и Р5 в Германию для проведения испытаний в «обстановке, приближенной к боевой».
Несмотря на определенные несоответствия смысл в акции имелся – после войны Германия всё ещё находилась в руинах и за исключением нескольких автобанов остальные дороги находились в плачевном состоянии, а некоторые даже не имели твердого покрытия. Определенные сомнения вызывала огромная масса и габариты А39, который невозможно было перевозить ни по железным дорогам, ни на стандартных транспортерах. Выход нашли довольно быстро – усилиями инженеров фирмы Cranes of Dereham был разработан специальный пятиосный транспортер собственная масса которого составила около 40 тонн. Для буксировки сверхтяжелой системы пришлось использовать два тягача Diamond-T, что подняло общий вес поезда до 155 тонн при длине 28,5 метров. Разумеется, в боевых условиях использование подобной системы становилось, по меньшей мере, нерациональной задачей, но в послевоенный период цели ставились несколько иные.
Конвой из двух танков и транспортеров сопровождался небольшой «армией» специалистов различного профиля, которые были выделены Британской Рейнской армией. Собранная танковая испытательная команда насчитывала 55 человек, включая экипажи из танкистов и артиллеристов, снабженцев и ремонтников. Кроме того, в состав машин сопровождения входило ещё пять тягачей Diamond-T и несколько транспортеров типа «В». Трудный путь танков А39 в Германию начался в порту Королевском доке Альберта. Поначалу для их транспортировки морем хотели использовать танкодесантное судно типа LST, но стандартные сходни могли выдержать нагрузку не более 65 тонн. Тогда пришлось остановиться на торговом судне «Рейс Фише» с большим грузовым люком. Погрузка трейлеров, не имевших скоб, проводилась при помощи сеток 150-тонным краном, а с танков пришлось снять всё оборудование.
Отбытие вниз по Темзе состоялось 28-го мая 1948 года и спустя двое суток судно прибыло в Гамбург. Здесь технику снова разгрузили тяжелым краном и после сборки конвой направился к временному лагерю. Официально испытания начались 1-го июня – начали с «простой» транспортировки, которая требовала отличной координации действий водителей обоих тягачей. Для этого их оснастили переговорными устройствами, но чаще использовались знаки подаваемые руками.
Маршрут движения оказался непростым. Сначала конвой прибыл на полигон под Бельзеном, где планировалось провести огневые испытания со стрельбой по реальным танкам. Потом конвой направился в Ганновер, и далее, через Бад Ойнхаузен, на полигон под Падерборном. Оттуда двумя конвоями танки по автобану были перевезены в Гамм, а потом обратно в Ганновер через Минден и Нейнбург, а потом обратно в Бельзен и в Гамбург.
Согласно подробнейшему отчету, представленному в октябре 1948 года, «караваном» было пройдено в общей сложности 1040 км. Танки самостоятельно смогли одолеть только 160 км, что было вызвано не столько проблемами технического характера (хотя поломки тоже случались), сколько невозможностью нормального передвижения по разбитым дорогам со встречным движением. В ходе маршей удалось развить максимальную скорость 19 км\ч, но среднетехническая была в пределах 6-10 км\ч. Кроме того, британцы столкнулись с проблемой мостов, часть из которых была разрушена, а другие просто не были рассчитаны на автопоезда массой более 150 тонн. Приходилось сначала разгружать и затем заново загружать танк на транспортер – на это уходило минимум 15 минут. Определенные трудности возникли при преодолении железнодорожного полотна под Шпроце, где пришлось уложить специальное покрытие, чтобы не повредить железнодорожное полотно, но даже такая сложная операция заняла от разгрузки до погрузки всего 35 минут. В городе Цеппе, из-за узких улиц, танкам также пришлось следовать за транспортерами своим ходом. Движение осуществлялось по мостовой, но покрытие осталось при этом практически целым. Далее, на автобане под Бюкенбургом, был успешно преодолён небольшой дорожный уклон в 7,5°, что также вызывало определенные опасения. Также к отчету прилагалось 90 фотографий, большая часть из которых имела весьма посредственное качество. По ним установили, что танки несли собственные названия, но определить смогли только одно – прототип Р5 имел надпись «Adventure».
Не менее интересно прошли огневые испытания на полигоне под Бальзеном. После стрельб по щитам на дистанции 2000 метров артиллеристы отметили хорошую кучность и надежность работы механизмов 32-фунтового орудия, сравнительно с более распространенной 17-фунтовой танковой пушкой. Далее в качестве «жертв» выбрали американский «Sherman» и немецкую «Panther», предположительно модификации Ausf.G собранную под британским контролем после войны специально для испытаний. Посланный с дистанции 1230 метров бронебойный снаряд пробил лобовой лист «Пантеры», вырвал кусок крыши над местом водителя и даже оторвал часть маски орудия, которую нашли в 5 метрах от цели. С «шерманом» всё закончилось ещё более печально – его лобовой лист пробивался с любой дистанции навылет.
Вполне естественно, что некоторый интерес к А39 проявили представители Королевской Артиллерии, которые рассматривали этот танк как вполне неплохой образец тяжелой противотанковой самоходки. Учитывая всё возрастающий калибр противотанковых орудий артиллеристы планировали провести серию тестов для выработки технических требований к перспективным противотанковым САУ. Летом 1949 года было принято решение отправить прототип Р1 на огневые испытания на полигон в Лакхилл под Сэлизбери-Плейн.
Однако, всё оказалось не так просто. Изучив характеристики 32-фунтового орудия офицер полигона пришел к выводу, что дальность стрельбы прямой наводкой слишком велика для обеспечения безопасности. Танк пришлось перебросить на полигон в Лулворс под Бовингтоном в танковую школу артподготовки. Здесь провели сравнительные испытания на предмет определения более рационально компоновки и особенностей раздельного заряжения. Для этого экипаж укомплектовали как танкистами, так и артиллеристами, а на полигон пригнали новенький танк «Centurion» Mk.III. Общая оценка работы артиллерийской системы была оценена очень высоко, но низкие ходовые качества перегруженного танка сильно нивелировали эти преимущества.

Дальнейшая участь танков А39 оказалась вполне предсказуемой. В начале 1950-х гг. все пять машин отправили на временное хранение, после чего приступили к их утилизации. Из пяти имевшихся прототипов на металл разрезали три. Четвертый танк отправили в Kirkcudbright Training Area, где он стал прекрасной мишенью. Сейчас этот полигон закрыт и британские энтузиасты бронетанковой техники рассматривают возможность восстановления изрядно потрепанного танка.
Повезло только прототипу с индексом Р1 (номер РЕ3530), который был отправлен в экспозицию Bovington Tank Museum ещё в 1951 году и сейчас поддерживается в ходовом состоянии. Этот танк имеет некоторые отличия от технического описания, представленного выше. Прежде всего, на нём отсутствует высокая командирская башенка, которая заменена обычным люком, а на боковых стенках надстройки закреплены запасные траки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий