вторник, 15 декабря 2015 г.

ИС-4 ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК IS-4 heavy tank

Основной целью при создании машины под условным названием «тяжелый танк 'К'»


В июле 1943 года СКБ-2 Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) во главе с только назначенным главным конструктором Н.Л. Духовым, по собственной инициативе, приступило к разработке нового тяжёлого танка прорыва, значительно превосходящего по основным боевым свойствам немецкие тяжёлые танки T-V «Пантера» и T-VI «Тигр». Основной целью при создании машины под условным названием «тяжелый танк 'К'» являлось обеспечение надежной защиты танка от снарядов современных зарубежных танковых пушек на эффективной дальности стрельбы. Руководителем работ стал И.М. Зальцман, в то время являвшийся директором ЧКЗ, ведущим конструктором и инженером проекта — Л.С. Троянов (позднее руководителем проекта был назначен заместитель Духова — М.Ф. Балжи). Разработку систем, узлов и агрегатов возглавляли конструкторы: Мякишев (корпус), Шухман (силовая установка), Кручёных (вооружение), Сергеев (трансмиссия), Гольдштейн (электро- и радиооборудование), Волошин (ЗИП).





ТТХ танка «К»
В СКБ-2 эскизный проект танка «К» был утвержден 10 декабря 1943 года. Его компоновочную схему было решено оставить такой же, как и у ИС-122. Усиление броневой защиты было достигнуто за счёт увеличения толщины брони корпуса и башни танка. При проектировании оригинальной конструкции корпуса танка отличились конструкторы-корпусники Б.Н. Яковлев и Г.А. Клемец. Из-за возросшего веса танка была применена семиопорная (применительно к одному борту) схема ходовой части, а гусеницу расширили до 730 мм. Новую конструкцию погона, воспринимающего одним рядом шариков, без применения так называемых захватов, радиальные и аксиальные нагрузки, предложил С.В. Федоренко. Обдув радиаторов осуществляли два горизонтальных осевых вентилятора, как у немецких тяжёлых танков.
Увеличение боевой массы танка потребовало повышения мощности двигателя. К этому времени в СКБ-75 (главный конструктор по моторостроению ЧКЗ и специального конструкторского бюро — И.Я. Трашутин) был создан четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный дизельный двигатель В-12, являющийся форсированной до 552 кВт (750 л.с., при 2100 об/мин) версией дизеля В-2 путём внедрения приводного центробежного нагнетателя (ПНЦ) и увеличения подачи топлива. Помимо применения приводного нагнетателя, от ранее выпускавшихся двигателей дизель В-12 отличался некоторыми изменениями в конструкции поршней, коленчатого вала, картера, головки блока, форсунок, распределительного вала, выпускных клапанов, масляного фильтра, топливного и водяного насосов, направленными на повышение надежности работы этих узлов. В-12 стал первым двигателем типа В-2 с наддувом от ПНЦ.
В процессе работ по модернизации ИС-122, результатом которых (совместно с заводом №100) стал «Объект 703», работы по «Объекту 701»(такое обозначение получил танк «К») были временно заморожены, но потом возобновлены. Постройка танка «Объект 701» финансировалось из заводского бюджета и производилась на участке, отгороженном от постороннего взгляда высокими металлическими перегородками. Тут шёл процесс изготовления танкового корпуса, монтаж узлов ходовой части, моторно-трансмиссионного и боевого отделений. Машина получила новую 122-мм нарезную пушку Д-25Т КБ Ф.Ф. Петрова, прототип №3А двигателя В-12 и трансмиссию нового типа.
Ещё в 1935-1936 годах учёные М.И. Кристи, Г.И. Зайчик и М.А. Крейнес предложили схему нового механизма поворота (МП) на основе несимметричных дифференциалов, названного впоследствии в честь авторов «группа механизмов типа Зайчика — Крейнеса», или «ЗК». Этот механизм, не имевший аналогов в мире, был изготовлен в металле и прошёл испытания на лёгком плавающем танке Т-38, однако из-за большой сложности конструкции, ограниченных технологических и производственных возможностей того времени практического применения не получил. Основными его преимуществами являлись: автоматическое увеличение крутящего момента на ведущих колёсах при повороте по сравнению с прямолинейным движением; устойчивое прямолинейное движение в любых условиях; создание тормозной силы без участия тормозов.
Примененная на «Объекте 701» трансмиссия была спроектирована и изготовлена в 1943-1944 годах совместными усилиями ЧКЗ (Л.Б. Тевелев) иМВТУ имени Н.Э. Баумана. Подвижность тяжелого танка конструкторы пытались повысить за счёт использования наиболее экономичного среди других известных типов МП — планетарного МП типа «ЗК», который осуществлял автоматическое увеличение сил тяги при повороте как со стороны забегающего, так и со стороны отстающего борта. Для «Объекта 701» с малой удельной мощностью, равной 9,2 кВт (12,5 л.с./т), этот механизм поворота снизил потребную на поворот мощность, так как тормозная сила образовывалась выключением блокировочного фрикциона без участия тормозов, и поэтому мощность двигателя на трение в тормозах не расходовалась. (В 1945 году «за разработку конструкции новых механизмов управления танком» Сталинской премии II степени были удостоены научные сотрудники МВТУ: Г.И. Зайчик, М.К. Кристи К.Г. Левин и М.А. Крейнес.)

Фрагмент отчёта НИИ-48

Броневые детали толщиной 120-160 мм изготавливались из стали 42СМ и обрабатывались на среднюю твёрдость. Литая башня из стали 66Л также была обработана на среднюю твёрдость, остальные детали из стали 8С закаливались на высокую твёрдость. В конструкции корпуса широко применялись соединения «в шип» и «в четверть» с разгрузочными штифтами. В отличие от ИС-122, все швы которого выполняли встык или внахлёст, у «Объекта 701» за счёт применения более сложных и установки дополнительных косынок основные сварные швы были разгружены и работали не на срез, а на сжатие и обладали высокой прочностью. Cварка броневых деталей производилась вручную многослойным обратно-ступенчатым швом аустинитными и углеродистыми электродами марки 55-У.
В марте 1944 года технический проект «Объекта 701» был представлен на рассмотрение комиссии Техуправления ГБТУ, которая пришла к заключению, что «по своим основным боевым качествам, вооружению, бронированию, узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии, механизмам управления танком и огнем танк конструкции Кировского завода, безусловно, заслуживает того, чтобы в кратчайший срок дать разрешение Кировскому заводу на изготовление двух опытных образцов… Есть все основания получить отвечающий современным требованиям боя, лучший в мире тяжелый танк».
К этому времени согласно постановления ГКО №4851сс от 27 декабря 1943 года «О проектировании, изготовлении и испытаниях опытных образцов артиллерийских орудий для танков и артиллерийских самоходных установок» в ЦАКБ НКВ была спроектирована 100-мм танковая пушка С-34 с длиной ствола 56 калибров и баллистикой морской пушки Б-34. Одновременно на её базе была предусмотрена установка 122-мм ствола длиной 47 калибров и баллистикой 122-мм корпусной пушки А-19. Это орудие получило название C-34-II. В результате совместной работы конструкторов ЦАКБ и ЧКЗ было спроектировано новое боевое отделение танка «Объект 701» с расположением заряжающего с левой стороны орудия.
На основании постановления ГКО №5583сс от 8 апреля 1944 года «Об изготовлении опытных образцов нового тяжелого танка на Кировском заводе НКТП» НКТП было разрешено в апреле изготовить на ЧКЗ два опытных образца тяжелого танка «Объект 701» с орудиями конструкции ЦАКБ и один корпус и совместно с ГБТУ произвести испытания танков и обстрел корпуса.
Первый опытный образец танка «Объект 701», задним числом получивший обозначение «Объект 701» №0 (на приёмочные испытания этот танк предъявлять не предполагалось, так как он не отвечал ТТТ) был изготовлен к концу апреля 1944 года. В результате длительных заводских испытаний, проходивших до 15 июня 1944 года, опытная машина преодолела 1230 км, был выявлен ряд недостатков в её конструкции.
Одновременно, в мае — июне 1944 года, согласно постановлению ГКО завод изготовил танк «Объект 701» №1 со 122-мм пушкой С-34-II и танк «Объект 701» №2, оснащённый 100-мм пушкой С-34-I. Толщина брони лобовых и бортовых листов башни и корпуса была одинаковой и не превышала 160 мм. Оба танка были предъявлены на полигонные испытания комиссии ГБТУ под председательством его начальника генерал-лейтенанта танковых войск Б.Г. Вершинина, которые проходили в районе Челябинска с 1 июля по 15 августа 1944 года.
Во время проведения испытаний 13 июля на машине №1 вышли из строя бортовые редукторы, и её испытания были прекращены (кроме того, был обнаружен дефект — «вело» трансмиссию). Средняя скорость танка за время испытаний составила 21 км/ч, общий пробег — 1103 км. На второй машине трансмиссия работала удовлетворительно, но был зафиксирован повышенный тепловой режим работы двигателя. Средняя скорость движения танка «Объект 701» №2 составила 24 км/ч, расход топлива — 97…102 л на 100 км, пробег — 492 км.
В подробном отчёте, представленном 30 июля 1944 года, комиссия ГБТУ дала высокую оценку увиденному: «Опытный танк 701 по своим основным боевым качествам является наиболее современным тяжелым танком, превосходящим по броне все существующие отечественные танки, а танки противника, кроме того, по вооружению и маневренности. Повышенные боевые качества достигнуты: применением броневых листов толщиной 160 мм, удачно выполненной конструкцией корпуса и башни, установкой дизеля В-12 мощностью 750 л.с., установкой оригинальной планетарной трансмиссии с селекторным механизмом управления». Вместе с тем отмечалась ненадежная работа бортовых редукторов и планетарной трансмиссии. Смотровые приборы механика-водителя не обеспечивали хорошей обзорности, был затруднён демонтаж крыши трансмиссии, а в ходовой части требовалось усилить диски поддерживающих и опорных катков.
Тем временем башни отремонтированного танка «Объект 701» №0 и машины №1 поменяли местами. Таким образом, для проведения испытаний орудия С-34-II на Гороховецкий АНИОП отправили «Объект 701» №0 с башней от танка «Объект 701» №1. Полигонные испытания С-34-II, проводившиеся по программе Арткома ГАУ КА в объёме 780 выстрелов (из них 440 усиленных), были завершены 2 октября 1944 года. Орудие С-34-II имело перед Д-25Т ряд несомненных преимуществ. Его конструкция была более жесткой и потому кучность стрельбы на испытаниях оказалась более высокой, чем таковая у Д-25Т. Отсутствие дульного тормоза уменьшало демаскирующий эффект при стрельбе, а также уменьшало риск поражения собственной пехоты и танкового десанта дульными газами.
Машина №2 и броневой корпус «Объект 701» №3 были отправлены на испытания обстрелом из противотанковой артиллерии, на Научно-исследовательский бронетанковый (НИБТ) полигон, расположенный в Кубинке. Интересным является тот факт, что представленные варианты отличались толщиной и углом наклона подбашенной части корпуса: 160 мм/30° и 120 мм/50° соответственно. В ходе испытаний, проводившихся с 5 по 25 августа 1944 года, танки подвергались обстрелу как из отечественных орудий, таких как 57-мм ЗИС-2 с начальной скоростью снаряда 1270 м/с, 76-мм ЗИС-3 — 910 м/с, 122-мм Д-25 — 800 м/с и 152-мм МЛ-20 — 600 м/с, так и из германских, трофейных 88-мм противотанковой пушки PaK 43 и 75-мм танкового орудия KwK 42.
Результаты испытаний показали высокую прочность сварных соединений корпуса. В выводах комиссии было отмечено: «Бронирование танка "объект 701" обеспечивает полную защиту от 75- и 88-мм бронебойных снарядов с начальной скоростью снаряда 1000 м/с со всех дистанций при курсовом обстреле до ±60° по корпусу и ±30° по башне… Вариант №2 имеет лучшую защиту от бронебойного снаряда, но слабее, чем №3 при действии подкалиберных снарядов. Учитывая снижение количества применения подкалиберных снарядов, было высказано предложение принять вариант корпуса №2, так как он и легче на 400 кг… Таким образом, при относительно небольшом увеличении веса 701 объект превосходит по бронестойкости находящийся на вооружении танк ИС-2, корпус и башня которого пробиваются при любых курсовых углах 88 мм бронебойным снарядом с дистанции от 2000 до 800 метров.»
В недостатках, указанных комиссией, отмечалась недостаточная защита корпуса от 75- и 88-мм бронебойных снарядов при обстреле корпуса под курсовыми углами 60° — 90° и башни под углами более ±30°, слабая броневая защита командирской башенки по сравнению с бортами башни, а также снижение броневой стойкости башни из-за прилива под прицел ТШ-17.
В своём заключении комиссия рекомендовала принять на вооружение корпус и башню танка «Объект 701» №2 с внесёнными изменениями по замечаниям комиссии. Кроме того, был поставлен вопрос о проработке варианта и изготовлении башни из катаной броневой стали толщиной 180-200 мм, а также увеличении толщины верхнего листа корпуса до 140-160 мм и скуловых скосов (конструктивных углов) до 140 мм для обеспечения защиты от перспективных 105- и 128-мм пушек противника.
По результатам проведённых испытаний и заключению комиссии, проводившей ходовые испытания, был издан приказ НКТП №500 от 11 августа 1944 года, в котором народный комиссар танковой промышленности СССР В.А. Малышев потребовал от И.М. Зальцмана и Н.Л. Духова учесть и устранить дефекты, выявленные в процессе испытаний, к 1 октября 1944 года предъявить Государственной комиссии два новых образца танка на повторные полигонные испытания и сделал напоминание: «Планетарные трансмиссии для тяжелых танков являются недостаточно изученными в эксплуатации и освоенными в производстве и требуют особо тщательной проверки и более жестких испытаний для обеспечения надежности и безотказности работы в танке.»
В докладе заместителя командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии П.А. Ротмистрова «О мероприятиях по улучшению танковой техники Красной Армии» от 30 августа 1944 года отмечалось: «Конструктивным дефектом наших танков является устарелость ряда важных агрегатов, а именно: механизма поворота башни, коробки перемены передач на ИС… Бронирование тяжелого танка, а особенно форма его корпуса, не соответствует требованиям, предъявляемым к бронированию машин этого класса… Вместо существующего тяжелого танка надо форсировать ввод в строй танка 701… Танк 701 на сегодня является лучшим тяжелым танком в мировом танковом парке. Имея обтекаемую форму корпуса, подобную Т-34, и броню до 180 мм, при наличии пушки калибра 122 мм, и современную трансмиссию, которая обеспечит ему высокую маневренность, этот танк на поле боя действительно не будет превзойден…»
в настоящее время статья дорабатывается…

Все опытные образцы танка «Объект 701» имели классическую схему общей компоновки с передним расположением отделения управления, центральным размещением боевого отделения и кормовым расположением моторного и трансмиссионного отделений. В состав экипажа входили четыре человека.
В центре отделения управления по оси машины располагался механик-водитель. Помимо сиденья механика-водителя в отделении управления располагались: кулиса, рычаги и педали приводов управления движением танка; щитки с контрольно-измерительными приборами; топливораспределительный кран; ручной топливоподкачивающий насос; фильтр грубой очистки топлива; два баллона со сжатым воздухом; аккумуляторные батареи и приборы электрооборудования; часть боеукладки и ЗИП, аппарат ТПУ. За сиденьем механика-водителя в днище танка находился люк запасного выхода. Кроме того, в отделении управления на крыше корпуса танка устанавливался стопор башни.
На опытных танках два смотровых прибора МК-4 механика-водителя устанавливались крыше отделения управления, а на верхнем лобовом листе корпуса перед механиком-водителем была сделана смотровая щель с защитным стеклом. Серийные танки получили в крыше отделения управления небольшой круглый люк механика-водителя с отодвигаемой крышкой. Теперь смотровые приборы монтировались на крышке, но их необходимо было снимать перед открыванием люка. Сиденье механика-водителя регулировалось по высоте и могло устанавливаться в боевое положение при закрытом люке и в походное — при открытом.
Боевое отделение располагалось в средней части корпуса и в башне. В нём справа от пушки находились наводчик и командир танка, слева — заряжающий. Для удобства работы заряжающего в боевом отделении был установлен вращающийся полик. В танке «Объект 701» №0 расположение членов экипажа было таким же, как и на танке ИС-122. В боевом отделении размещались основное оружие; прицельные приспособления с приводами наводки; радиостанция с аппаратами ТПУ; электрощиток башни, воздухоочистители; вращающееся контактное устройство; боеукладка и часть комплекта ЗИП. Посадка и выход экипажа из машины производились через два люка в крыше башни (командира и заряжающего). Для наблюдения за полем боя у наводчика устанавливался смотровой прибор МК-4 («Объект 701» №5 и №6) или два прибора МК-4 для наблюдения вперед и на борт («Объект 701» №№ 0, 1 и 2). У командира и заряжающего в поворотных основаниях крышек люков устанавливались по два смотровых прибора МК-4.
Моторное отделение располагалось за боевым и было отделено от него перегородкой. В отделении устанавливался двигатель, по сторонам от которого у бортов корпуса размещались: справа по ходу — масляный бак с пародинамическим котелком обогрева и топливный бак, слева — два топливных бака. В бортовых нишах устанавливались вентиляторы, радиаторы систем охлаждения и смазки двигателя. В передней части отделения справа, под радиатором системы смазки двигателя размещались радиаторы систем охлаждения и смазки механизма передач и поворота.
Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка. В нём устанавливались узлы и агрегаты трансмиссии и электростартер.
Основное оружие «Объекта 701» №0 и серийных танков состояло из 122-мм нарезной пушки Д-25Т. На танке «Объект 701» №2 была установлена 100-мм нарезная пушка С-34 с начальной скоростью бронебойного снаряда 800 м/с. Танки «Объект 701» №№ 1, 4, 5 и 6 были оснащены нарезной 122-мм танковой пушкой С-34-II.
В качестве вспомогательного оружия на опытных танках устанавливался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт ДТ, на серийных — 12,7-мм пулемёт ДШК. Кроме того, на башне танков (за исключением первых прототипов) на зенитной турели закреплялся пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Поздние серии танков комплектовались модернизированным зенитным пулемётом ДШКМ обр. 1938/46 гг. и коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект к 7,62-мм спаренному пулемёту составлял 1638 патронов (26 дисков). Боекомплект 12,7-мм патронов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук в каждой и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
Для наведения пушки и спаренного пулемёта применялся механизм поворота башни, секторный подъёмный механизм и система командирского управления с электроприводом. Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы. Планетарный блок механизма поворота допускал раздельную и совместную работу этих приводов без каких-либо переключений. Скорость поворота башни во время наводки на цель электромоторным приводом находилась в диапазоне от 0,06 до 7,5°/с. Перебросочная скорость достигала 15°/с. Углы вертикальной наводки составляли от -3 до +19°.
Стрельба прямой наводкой из пушки Д-25Т велась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-17 (на серийных танках — ТШ-45), расположенного справа от орудия. При установке пушек типа С-34 наводчик пользовался телескопическим прицелом ЮТ. Стрельба с закрытых позиций осуществлялась с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Для целеуказания и корректировки огня из основного оружия у командира танка был установлен электрический привод механизма поворота башни и азимутальный указатель. Стрельба из пушки и спаренного пулемёта велась с помощью электроспусков, кнопки которых устанавливались для пушки — на рукоятке маховичка механизма подъёма пушки, для пулемёта — на рукоятке маховичка механизма поворота башни.
Боекомплект к 122-мм пушкам состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Для 100-мм пушки С-34 боекомплект был увеличен на 11 выстрелов (применялись унитарные выстрелы). Особенностью боеукладки «Объекта 701» было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Каждая кассета состояла из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных — колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 (по другим данным — 13) кассет, для осколочно-фугасных гранат — 18 (по другим данным — 17). Держатели замков бронебойных снарядов окрашивались в красный цвет, осколочно-фугасных гранат — в жёлтый. Кроме того, в боевом отделении укладывались ручные гранаты Ф-1 (от 16 до 25 шт), два 7,62-мм пистолета-пулемета ПШП с боекомплектом 1000 патронов и сигнальный пистолет. Все снаряды укладывались в нише башни, гильзы — в нишах корпуса, на вращающемся полике и на левой (правой) стенке башни в зависимости от расположения заряжающего.
Дополнительное оружие в виде 50-мм казнозарядного миномёта было установлено только на танке «Объект 701» №1. При этом в боезапас миномёта входили 12 дымовых шашек и 30 мин.
Крыша моторного отделения состояла из среднего продольного листа, располагавшегося над двигателем, четырех броневых решеток над радиаторами и двух плит над вентиляторами. В среднем листе для доступа к двигателю был сделан люк, закрывавшийся броневой крышкой на петлях. В передней части листа устанавливался малый съемный лист для доступа к фильтрам тонкой очистки топлива, а в его задней части имелись при заправочных отверстия для топливных баков и системы охлаждения двигателя. Для демонтажа и монтажа среднего листа на нем устанавливались три рыма, а для крепления броневых решеток и плит над вентиляторами - приваривались специальные планки с резьбовыми отверстиями.
Крыша трансмиссионного отделения кренилась на петлях к средней части верхнего кормового листа и болтами — к приварным угольникам бортов и среднего кормового листа. Днище корпуса имело корытообразную форму и изготавливалось из трех листов: горизонтального и двух наклонных, за исключением части днища в районе трансмиссионного отделения. В днище были сделаны люки и отверстия, предназначавшиеся для доступа к агрегатам и механизмам танка при обслуживании и люк запасного выхода.
Носовая часть корпуса была образована нижним и верхним лобовыми листами и двумя скуловыми листами. В верхнем лобовом листе находился люк механика-водителя. К нижнему лобовому листу приваривались бонки для крепления запасных траков (образцы №№ 2, 4, 5 и 6), а к верхнему — два буксирных крюка с защёлками. На левом и нравом скуловых листах были приварены кронштейны для установки фар (на образцах №0 и №1 — только справа) и звукового сигнала (справа).
Каждый борт корпуса состоял из сваренных между собой наклонного, горизонтального и вертикального бортовых броневых листов. На каждом вертикальном бортовом листе снаружи приваривались кронштейны кривошипа направляющего колеса и цапфа для монтажа механизма натяжения гусеницы; семь кронштейнов осей балансиров опорных катков, четыре упора для ограничения хода балансиров. В кормовой части каждого борта было сделано отверстие под установку бортового редуктора. Наклонные и горизонтальные броневые листы образовывали бортовые пиши, в которых устанавливались поперечные перегородки. К горизонтальным листам снаружи танка приваривались надгусеничные полки, а на наклонных бортовых листах - бонки для крепления инструмента и принадлежностей, перевозимых на танке, а также кронштейны для установки габаритных фонарей и запасных топливных баков.
Корма корпуса танка состояла из верхнего, среднего и нижнего кормовых листов. Верхний кормовой лист изготавливался из трех частей: двух боковых, приваривавшихся к бортовым листам, и одной средней. Средняя часть крепилась болтами к боковым частям верхнего кормового листа, к ней приваривались две петли для крепления крыши трансмиссионного отделения. На среднем кормовом листе были приварены два буксирных крюка с пружинными защелками. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа, приваривавшегося к бортовым, скуловым и верхнему лобовому листам и двух съемных листов крыши моторного и трансмиссионного отделений.
В подбашенном листе имелся большой круглый вырез, по окружности которого были сделаны резьбовые отверстия для крепления нижнего погона опоры башни. С внутренней стороны корпуса к подбашенному листу приваривались рёбра жёсткости.
Литая башня, изготавливавшаяся из броневой стали 66, была термически обработана на среднюю твердость, остальные бронедетали, из стали 8С были термически обработаны на высокую твердость. В лобовой части башни была сделана амбразура, закрывавшаяся качающейся бронировкой пушки. Справа (на танках с пушкой Д-25Т — слева) от амбразуры в стенке башни имелось отверстие для телескопического прицела. В верхней и нижней частях стенок башни приваривались поручни для танкового десанта (за исключением танков «Объект 701» №0 и №1).
Передняя часть крыши башни состояла из трех листов: двух боковых, приваренных к боковым стенкам и среднего — съёмного, крепившегося болтами. Люк, закрываемый этим листом, предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В задней части вварной крыши башни имелись две низкопрофильные литые башенки с входными люками. Крышки люков устанавливались на поворотных основаниях, в сегментах которых имелись отверстия под монтаж смотровых перископических приборов, причем в крышке люка командира — перископический смотровой прибор ТПК-1. Над рабочим местом наводчика были сделаны отверстия под установку двух смотровых приборов, а над местом заряжающего устанавливалось броневое прикрытие отверстия под монтаж вентилятора боевого отделения (на «Объекте 701» №1 над рабочим местом заряжающего было сделано отверстие под установку казнозарядного миномета). За башенкой командира имелось отверстие антенного ввода с защитным броневым стаканом. Для демонтажа и монтажа башни приваривались три рыма.
Основу силовой установки составлял 12-цилиндровый, V-образный, четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-12 с рабочим объемом 38800 см³ и максимальной мощностью 750 л.с. (551 кВт) при 2100 об/мин с всережимным регулятором числа оборотов и ПНЦ авиационного типа АМ-38. Нагнетатель АМ-38Ф с не выключающимся приводом от коленчатого вала устанавливался на специальной проставке, крепившейся к фланцу на торце картера двигателя со стороны механизма передач. Мощность, затрачиваемая на привод нагнетателя, составляла 21—92 кВт (28—125 л.с.) в зависимости от частоты вращения коленчатого вала. Переходные патрубки от нагнетателя к горловинам впускных коллекторов располагались несимметрично относительно вертикальной оси двигателя.
Подвод охлаждающей жидкости к блокам цилиндров был выполнен двойным — у первого и шестого цилиндров. На верхней половине картера устанавливался генератор Г-73 мощностью 1,5 кВт с приводом от механизма передач. Водяной и масляный насосы, имевшие вертикальное расположение, а также топливоподкачивающий насос (помпа) БНК-12Т крепились на нижней половине картера. Подвод масла к коленчатому валу двигателя осуществлялся со стороны носка через отверстие и кольцевую полость проставки нагнетателя.
На корпусе приводного нагнетателя размещался масляный фильтр «Кимаф» и автоматическая маслёнка водяного насоса. На двигателе в развале блоков устанавливались: вместо топливного насоса НК-10 (как у В-2) двенадцатиплунжерный топливный насос НК-12 (диаметр плунжера 12 мм) с всережимным регулятором центробежного типа и шлицевой муфтой в приводе, воздухоотделитель для отвода воздуха от топлива, подаваемого к топливному насосу, и выпуска его в атмосферу (при поступлении в систему большого количества воздуха при выработке топлива из баков или при подсосе воздуха воздухоотделитель автоматически сигнализировал об этом механику-водителю), топливный фильтр (на бонках впускных коллекторов), имевший два стакана, и воздухораспределитель системы воздухопуска. На переднем торце крышки головки правого блока крепился корпус привода инерционного тахометра (от распределительного валика впуска правого блока через муфту). Выпускные коллекторы, монтировавшиеся на головках блоков, имели посредине патрубки с круглыми фланцами.
Двигатель В-12 оборудовался устройством для подогрева всасываемого воздуха в холодное время года, форсунка которого была вмонтирована в тройник всасывающих трубопроводов. При впрыскивании через форсунку в распыленном виде топлива и его воспламенении от электрической искры происходил подогрев воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя от нагнетателя.
В топливную систему входили четыре основных (внутренних) бака общей ёмкостью 450 л (по другим данным — три бака общей ёмкостью 410 л) и четыре дополнительных (наружных) бака (кроме танка «Объект 701» №0) ёмкостью по 90 л каждый (360 л). Этого количества топлива хватало на 257 км движения танка по шоссе, на основных топливных баках — на 140 км. Особенностью жидкостной системы охлаждения двигателя являлась горизонтальная установка двух осевых одноступенчатых вентиляторов с направляющими аппаратами. Общая ёмкость системы охлаждения, в состав которой входили три радиатора, составляла 90 л. Очистка воздуха, поступавшего и цилиндры двигателя, осуществлялась с помощью двух двухступенчатых воздухоочистителей типа «Мультициклон» с бункером для сбора пыли. Пуск двигателя производился с помощью электростартера (основной способ) или сжатым воздухом (вспомогательный способ). Сжатый воздух под давлением 90—150 кг/см² находился в десятилитровом баллоне, располагавшемся на нижнем носовом листе корпуса в отделении управления.
В состав трансмиссии входили планетарный механизм передач и поворота (МПП), приводы к нему, два остановочных тормоза и два комбинированных бортовых редуктора.
МПП, включавший в себя трехскоростной редуктор, реверсивный механизм и механизм поворота с двумя планетарными мультипликаторами (типа «ЗК»), был смонтирован в общем силуминовом картере. Он обеспечивал шесть передач переднего и три передачи заднего хода, а также два нейтральных положения (нейтраль переключения реверсивного механизма и нейтраль переключения передач).
Трехскоростной редуктор, выполнявший роль коробки передач, представлял собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами сухого трения: ленточными тормозами одностороннего действия (чугун по стали) замедленной и ускоренной передач, а также многодисковым фрикционом (четыре поверхности трения, сталь по стали) прямой передачи. Включенным мог быть только один из трёх фрикционных элементов, при всех выключенных элементах обеспечивалось нейтральное положение редуктора. Между трехскоростным редуктором и механизмом поворота располагался конический реверсивный механизм (конический реверс).
Механизм поворота — планетарный, двухрядный, размещался на вторичных валах МПП. Особенностью устройства механизма поворота являлось то, что в его состав наряду с двухрядным планетарным механизмом поворота входили два мультипликатора. Каждый из мультипликаторов представлял собой однорядный ускоряющий редуктор с многодисковым (пять ведущих, пять ведомых) блокировочным фрикционом и ленточным тормозом, работавших в условиях сухого трения. Ленточные тормоза мультипликаторов — одностороннего действия, имели чугунные накладки. Стальные диски блокировочных фрикционов мультипликаторов были взаимозаменяемы с дисками фрикциона трехскоростного редуктора.
Бортовые редукторы танка ИС-4 имели аналогичную с танком ИС-3 схему. Однако, в отличие от последнего, их ведомые валы не были разгружены от изгибающих усилий, поскольку непосредственно на них монтировались ведущие колёса. Оригинальным в конструкции бортового редуктора являлось стопорение пробок ведущего вала, которое выполнялось в виде валика со шлицованными концами. При постановке валика на место он слегка скручивался и затем забивался на место. Для удержания его от выпадения устанавливались торцевые заглушки.
Бортовые передачи соединялись с грузовыми валами (левым и правым) МПП с помощью зубчатых муфт полужесткого соединения и несущих дисков, к которым крепились барабаны остановочных тормозов. Остановочные тормоза — плавающего типа, двухстороннего действия. Ленты остановочных тормозов имели чугунные накладки и работали в условиях сухого трения.
Механизм поворота имел две степени свободы. Он обеспечивал танку два минимальных радиуса поворота, при которых отсутствовали потери мощности на трение. Первый, фиксированный, минимальный радиус поворота (R=B) осуществлялся при полном включении остановочного тормоза; второй, нефиксированный — при равенстве момента сопротивления повороту с поворачивающим моментом, создаваемым механизмом поворота (в зависимости от характеристики грунта, его величина составляла от 5-7 м до 20-40 м).
При прямолинейном движении на низших трех передачах были включены блокировочные фрикционы мультипликаторов, на высших трёх передачах — затянуты тормоза мультипликаторов. При повороте на низших передачах со стороны забегающей гусеницы блокировочный фрикцион оставался включенным, а со стороны отстающей гусеницы фрикцион выключался и при необходимости затягивался остановочный тормоз.
При повороте на высших передачах со стороны забегающей гусеницы был затянут тормоз мультипликатора, а со стороны отстающей гусеницы тормоз мультипликатора выключался и при необходимости затягивался остановочный тормоз. При этом блокировочные фрикционы были выключены. Крутизна поворота на высших передачах регулировалась пробуксовкой тормоза мультипликатора или остановочного тормоза, поэтому поворот мог осуществляться с любым радиусом.
При использовании фрикционных элементов сухого трения весьма сложным оказался механический привод управления МПП, хотя сам процесс переключения передач был достаточно лёгким. Привод управления имел кулису, селектор для выбора передач и пружинный механизм включения. Для облегчения выключения пружинного механизма на передачах переднего хода использовался гидравлический сервопривод педали.
Оригинальными в конструкции привода были гайки автоматического регулирования механизмов выключения фрикционных устройств. При увеличении хода тяг вследствие износа фрикционного элемента (тормоза, дисков трения) гайки под действием упоров могли поворачиваться, уменьшая последующий ход тяг. Гайки снабжались пружинным автологом, который предотвращал их обратный поворот. Впоследствии такая конструкция с небольшими усовершенствованиями была использована в приводах управления танка Т-10.
Конструкция элементов ходовой части незначительно отличалась от конструкции элементов ходовой части танка ИС-122. В ходовой части использовалась: индивидуальная торсионная подвеска без амортизаторов и гусеничный движитель с четырнадцатью опорными и шестью цельнометаллическими поддерживающими катками. Опорные катки правого борта ближе на 130 мм к носу танка. Направляющие колёса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди и были взаимозаменяемыми с опорными катками. Ведущие колёса цевочного зацепления имели съёмные венцы с 14 зубьями. Каждая из двух гусениц с ОМШ состояла из 85 (по другим данным — 86) мелкозвенчатых штампованных траков шириной 720 мм и шагом звена — 160 мм.
Электрооборудование танка, выполненное по однопроводной схеме, состояло из генератора Г-73 мощностью 1,5 кВт, четырех аккумуляторных батарей 6СТЭ-128, соединенных параллельно-последовательно, общей емкостью 256 А/ч, потребителей электроэнергии (электростартер СТ-15,электромотор МПБ, приборы освещения и сигнализации и т.п.), контрольно-измерительных приборов (электротермометры ТМЭ-40, электротахометр СЭТ-1400, спидометр, манометры, вольтамперметр ВА-140, бортовые авиационные часы АВР-М), коммутационной и вспомогательной аппаратуры (ВКУ, распределительные щитки, плавкие предохранители и указатели выхода пушки за габариты танка), а так же электрической бортовой сети напряжением 24 В. Для приборов аварийного освещения предусматривалась двухпроводная система проводки.
На машине устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с шестью термоэлектрозамыкателями (термодатчиками) в моторном и трансмиссионном отделениях и двумя углекислотными огнетушителями ОУ-2. Для повышения живучести танка все топливные баки были расположены в моторном отделении.
Средства связи состояли из радиостанции 10РК-26 и танкового переговорного устройства ТПУ-4-бис-Ф. Начиная с 1948 года танки комплектовались радиостанциями 10РТ и переговорным устройством ТПУ-47.
 Производство танковИС-4 (ИС-4М)
194752
1948155
194912
195025
Итого244
Всего за время серийного производства было изготовлено 244 танка. В основном они направлялись в войсковые части на Дальнем Востоке. В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъёмность большинства мостов и транспортных средств. Кроме того, выявилось множество недостатков и замечаний, в том числе недостаточная надежность отдельных узлов трансмиссии. Служба нового танка оказалась недолгой — ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения.
 Характеристики«Объект 701»*ИС-4
Боевая масса, т55 — 5660,0
Экипаж, чел4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- длина корпуса
- ширина
- высота
- клиренс

9700
6520
3220
2445
450

9790
6600
3260
2480
410
Толщина брони, мм/угол наклона, град.

- лоб корпуса (верх)
- лоб корпуса (низ)
- борт (низ)
- подбашенная
- корма (верх)
- корма (средн.)
- корма (низ)
- крыша башни
- крыша МТО
- башня литая
гомогенная броня с
поверхностной закалкой ТВЧ
120/61
160/29
160
160/22
120/38
120/32
120/39
30 — 40
30
160


140
160
160


100



250…170
Вооружение (боезапас)122-мм пушка С-34 (30),
12,7-мм пулемет ДШК (500), казённо-зарядный миномёт
122-мм пушка Д-25Т (30),
2 х 12,7-мм пулемет ДШК (1000)
Двигатель (тип)В-12 (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с.720 — 850750
Максимальная скорость движения, км/ч4043
Запас хода по шоссе, км140 (257**)170 (320**)
Преодолеваемые препятствия:
- высота стенки
- ширина рва
- глубина брода
- угол подъёма




35°

1,0 м
2,8 м
1,5 м
35°
Удельное давление на грунт, кгс/cм²н/д0,9…0,93
 н/д — нет данных
 * по заключению на ТП
 ** с использованием внешних баков


Комментариев нет:

Отправить комментарий