Вторая мировая война «Штурмовой танк»: САУ Sturmpanzer II
К осени 1941 года немецкая армия столкнулась с проблемами, касавшимися применения бронетехники. Имеющиеся танки и штурмовые орудия хорошо зарекомендовали себя во время постоянных наступлений, но со временем их характеристики стали недостаточными для выполнения некоторых задач. Продвигаясь по чужой территории на Восточном и Североафриканском фронтах, немцы все чаще и чаще наталкивались на хорошо подготовленную эшелонированную оборону. 75-мм пушки танков и самоходок перестали справляться с некоторыми укреплениями, из-за чего Вермахту понадобились новые виды техники с высокой огневой мощью и достаточной мобильностью.
В войсках имелось небольшое количество «штурмовых танков» 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, также известных под названием Sturmpanzer I Bison. Однако эти боевые машины имели не только высокую огневую мощь, но и массу недостатков конструктивного характера. По этой причине командование немецкой армии к концу 41-го года составило техническое задание на создание новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной орудием калибра 150 миллиметров и не имеющей недостатков предыдущей машины аналогичного назначения.
Стоит отметить, фирма Alkett еще в 1940 году начала исследования по этой тематике. Дело в том, что в качестве базы для самоходки Sturmpanzer I использовалось шасси уже устаревшего к тому времени танка PzKpfw I. В качестве решения сложившейся проблемы было предложено использовать шасси танка PzKpfw II. Эти танки были немного новее и совершеннее предыдущих, а кроме того, в войсках имелось достаточное их количество, что в перспективе позволило бы быстро наладить массовое переоборудование в САУ. Летом 40-го на заводе фирмы «Алкетт» собрали первый экземпляр перспективной самоходки.
С базового танка сняли башню и часть крыши. На место убранных агрегатов установили открытую бронированную рубку и устройства для крепления пушки. В качестве оружия для новой САУ выбрали проверенную на предыдущем «штурмовом танке» 150-мм пехотную гаубицу sIG 33. Силовая установка не претерпела никаких изменений – ее основой по-прежнему был шестицилиндровый двигатель Maybach HL62TRM мощностью 140 лошадиных сил. К осени 1940 года завершились основные работы по доводке этой версии САУ и в октябре ее испытали на полигоне. Как показали стрельбы, шасси танка PzKpfw II было слишком слабым для мощного 150-мм орудия. Кроме того, рубка самоходки получилась недостаточно объемной – экипажу было трудно работать в ней.
На исправление выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Новый прототип вышел из цеха лишь в феврале 1941 года. После обновления конструкция заметно усложнилась. Изначально инженеры Alkett хотели обеспечить возможность переоборудования танков в САУ в условиях строевых мастерских. Но совершенствование проекта заметно усложнило этот процесс. Прежде всего причиной этого стала обновленная конструкция бронекорпуса. Для усиления ходовой части пришлось ввести в нее дополнительную пару опорных катков, что привело к удлинению корпуса примерно на 700 мм (по другим данным, на 600-650). Кроме того, помня о неудобном боевом отделении первого прототипа, корпус расширили на 320 мм. Также изменениям подверглась конструкция бронерубки и некоторые другие небольшие детали.
В феврале 41-го началось строительство первого прототипа обновленной самоходки, но работы завершились только в начале лета. САУ Sturmpanzer II имела боевую массу около 12 тонн, но при этом оснащалась старым 140-сильным двигателем. На крыше корпуса смонтировали относительно невысокую бронированную рубку, в переднем листе которой имелось окно для орудия sIG 33. Толщина брони рубки варьировалась от 30 мм в лобовой части до 5 мм на бортах и корме. Для самообороны САУ оснастили одним пулеметом MG34. Система монтажа орудия позволяла наводить его в пределах сектора шириной 10° по горизонтали и поднимать, согласно разным источникам, на 60-70° в вертикальной плоскости. В боевом отделении находились рабочие места трех членов экипажа. В укладках умещалось лишь 10 снарядов. Столь малый боекомплект планировалось компенсировать соответствующей тактикой применения.
До конца 1941 года немецкая промышленность не смогла произвести даже предсерийную партию из 12 машин. К этому моменту было готово лишь семь самоходок Sturmpanzer II, остальные пять собрали в следующем 42-м году. Машина не в полной мере удовлетворила заказчика. Большая огневая мощь позволяла эффективно атаковать технику и укрепления противника, но слабое бронирование соответствующим образом сказывалось на реальных возможностях машины. Тем не менее, предсерийную партию отправили в войска под официальным обозначением 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II. В качестве «полигона» для войсковых испытаний выбрали Северную Африку, куда самоходки отправились в начале весны 1942 года в составе 707-й и 708-й рот тяжелой пехотной артиллерии.
Во время эксплуатации в Африканском корпусе все претензии к новому «штурмовому танку» подтвердились. Слабое бронирование не позволяло использовать его в одних боевых порядках с танками. Кроме того, в африканских условиях крайне плохо проявил себя слабый двигатель. Все эти недостатки с лихвой перевешивали преимущества крупнокалиберного орудия. В итоге врожденные недостатки самоходки в сочетании с климатом Северной Африки привели к тому, что к концу 1942 года в строю осталось всего несколько боевых машин. Остальные Sturmpanzer II простаивали из-за отсутствия запчастей или ввиду невозможности восстановления. Целые САУ при этом использовались в качестве источника запчастей для техники, еще пригодной для эксплуатации.
В мае 1943 года, когда Африканский корпус капитулировал, на ходу оставалась всего одна самоходка, которая в качестве трофея досталась британцам. В ходе наступления английской армии удалось захватить еще шесть «штурмовых танков», разобранных на запчасти. После изготовления предсерийной партии из 12 машин САУ 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II не строилась и не использовалась. Результаты ее эксплуатации были учтены в следующих проектах подобной техники.
Интересна дальнейшая судьба одной из САУ, захваченных англичанами. После окончания Второй Мировой войны один экземпляр был передан Египту. Скорее всего, это была единственная остававшаяся у немцев пригодная к эксплуатации самоходка, но существует версия о восстановлении нескольких полуразобранных машин. Вне зависимости от точного количества, судьба трофейных Sturmpanzer II, пополнивших парк техники египетской армии, оказалась незавидной. Последняя машина была уничтожена в 1948 году, во время арабо-израильской войны.
К осени 1941 года немецкая армия столкнулась с проблемами, касавшимися применения бронетехники. Имеющиеся танки и штурмовые орудия хорошо зарекомендовали себя во время постоянных наступлений, но со временем их характеристики стали недостаточными для выполнения некоторых задач. Продвигаясь по чужой территории на Восточном и Североафриканском фронтах, немцы все чаще и чаще наталкивались на хорошо подготовленную эшелонированную оборону. 75-мм пушки танков и самоходок перестали справляться с некоторыми укреплениями, из-за чего Вермахту понадобились новые виды техники с высокой огневой мощью и достаточной мобильностью.
В войсках имелось небольшое количество «штурмовых танков» 15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, также известных под названием Sturmpanzer I Bison. Однако эти боевые машины имели не только высокую огневую мощь, но и массу недостатков конструктивного характера. По этой причине командование немецкой армии к концу 41-го года составило техническое задание на создание новой самоходной артиллерийской установки, вооруженной орудием калибра 150 миллиметров и не имеющей недостатков предыдущей машины аналогичного назначения.
Стоит отметить, фирма Alkett еще в 1940 году начала исследования по этой тематике. Дело в том, что в качестве базы для самоходки Sturmpanzer I использовалось шасси уже устаревшего к тому времени танка PzKpfw I. В качестве решения сложившейся проблемы было предложено использовать шасси танка PzKpfw II. Эти танки были немного новее и совершеннее предыдущих, а кроме того, в войсках имелось достаточное их количество, что в перспективе позволило бы быстро наладить массовое переоборудование в САУ. Летом 40-го на заводе фирмы «Алкетт» собрали первый экземпляр перспективной самоходки.
С базового танка сняли башню и часть крыши. На место убранных агрегатов установили открытую бронированную рубку и устройства для крепления пушки. В качестве оружия для новой САУ выбрали проверенную на предыдущем «штурмовом танке» 150-мм пехотную гаубицу sIG 33. Силовая установка не претерпела никаких изменений – ее основой по-прежнему был шестицилиндровый двигатель Maybach HL62TRM мощностью 140 лошадиных сил. К осени 1940 года завершились основные работы по доводке этой версии САУ и в октябре ее испытали на полигоне. Как показали стрельбы, шасси танка PzKpfw II было слишком слабым для мощного 150-мм орудия. Кроме того, рубка самоходки получилась недостаточно объемной – экипажу было трудно работать в ней.
На исправление выявленных недостатков ушло несколько месяцев. Новый прототип вышел из цеха лишь в феврале 1941 года. После обновления конструкция заметно усложнилась. Изначально инженеры Alkett хотели обеспечить возможность переоборудования танков в САУ в условиях строевых мастерских. Но совершенствование проекта заметно усложнило этот процесс. Прежде всего причиной этого стала обновленная конструкция бронекорпуса. Для усиления ходовой части пришлось ввести в нее дополнительную пару опорных катков, что привело к удлинению корпуса примерно на 700 мм (по другим данным, на 600-650). Кроме того, помня о неудобном боевом отделении первого прототипа, корпус расширили на 320 мм. Также изменениям подверглась конструкция бронерубки и некоторые другие небольшие детали.
В феврале 41-го началось строительство первого прототипа обновленной самоходки, но работы завершились только в начале лета. САУ Sturmpanzer II имела боевую массу около 12 тонн, но при этом оснащалась старым 140-сильным двигателем. На крыше корпуса смонтировали относительно невысокую бронированную рубку, в переднем листе которой имелось окно для орудия sIG 33. Толщина брони рубки варьировалась от 30 мм в лобовой части до 5 мм на бортах и корме. Для самообороны САУ оснастили одним пулеметом MG34. Система монтажа орудия позволяла наводить его в пределах сектора шириной 10° по горизонтали и поднимать, согласно разным источникам, на 60-70° в вертикальной плоскости. В боевом отделении находились рабочие места трех членов экипажа. В укладках умещалось лишь 10 снарядов. Столь малый боекомплект планировалось компенсировать соответствующей тактикой применения.
До конца 1941 года немецкая промышленность не смогла произвести даже предсерийную партию из 12 машин. К этому моменту было готово лишь семь самоходок Sturmpanzer II, остальные пять собрали в следующем 42-м году. Машина не в полной мере удовлетворила заказчика. Большая огневая мощь позволяла эффективно атаковать технику и укрепления противника, но слабое бронирование соответствующим образом сказывалось на реальных возможностях машины. Тем не менее, предсерийную партию отправили в войска под официальным обозначением 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II. В качестве «полигона» для войсковых испытаний выбрали Северную Африку, куда самоходки отправились в начале весны 1942 года в составе 707-й и 708-й рот тяжелой пехотной артиллерии.
Во время эксплуатации в Африканском корпусе все претензии к новому «штурмовому танку» подтвердились. Слабое бронирование не позволяло использовать его в одних боевых порядках с танками. Кроме того, в африканских условиях крайне плохо проявил себя слабый двигатель. Все эти недостатки с лихвой перевешивали преимущества крупнокалиберного орудия. В итоге врожденные недостатки самоходки в сочетании с климатом Северной Африки привели к тому, что к концу 1942 года в строю осталось всего несколько боевых машин. Остальные Sturmpanzer II простаивали из-за отсутствия запчастей или ввиду невозможности восстановления. Целые САУ при этом использовались в качестве источника запчастей для техники, еще пригодной для эксплуатации.
В мае 1943 года, когда Африканский корпус капитулировал, на ходу оставалась всего одна самоходка, которая в качестве трофея досталась британцам. В ходе наступления английской армии удалось захватить еще шесть «штурмовых танков», разобранных на запчасти. После изготовления предсерийной партии из 12 машин САУ 15cm sIG 33 auf Fahrgestell PzKpfw II не строилась и не использовалась. Результаты ее эксплуатации были учтены в следующих проектах подобной техники.
Интересна дальнейшая судьба одной из САУ, захваченных англичанами. После окончания Второй Мировой войны один экземпляр был передан Египту. Скорее всего, это была единственная остававшаяся у немцев пригодная к эксплуатации самоходка, но существует версия о восстановлении нескольких полуразобранных машин. Вне зависимости от точного количества, судьба трофейных Sturmpanzer II, пополнивших парк техники египетской армии, оказалась незавидной. Последняя машина была уничтожена в 1948 году, во время арабо-израильской войны.