Вторая мировая война, Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz. 231, 232 и 263
Sd.Kfz.231/232 6-rad.
Основным назначением бронеавтомобиля являлось ведение разведки и поддержка действий моторизованной пехоты. Разработка шасси бронеавтомобиля производилась с 1929 г. на конкурсной основе тремя германскими фирмами: Magirus, Daimler-Benz и Buessing-NAG. Они представили очень похожие по конструкции шасси, характеристики которых были в ходе испытаний и доводки в значительной степени унифицированы.
В связи с этим в 1932 г. было принято решение заказать бронеавтомобили у всех трех фирм, обязав их использовать разработанные фирмой Deutche Werke бронекорпус и башню с вооружением. Всего было произведено 123 тяжелых трехосных бронеавтомобиля, из которых фирма Magirus изготовила 75 машин, Daimler-Benz — 36, Buessing-NAG — 12. По конструкции каждый бронеавтомобиль представлял собой трехосную боевую машину, оборудованную двумя рулевыми колонками, расположенными впереди и сзади машины и позволяющими с одинаковым успехом управлять движением как вперед так и назад. Обе рулевые колонки действовали на переднюю ось. Машины имели классическую бронеавтомобильную компоновочную схему с передним расположением двигателя. Две задние оси были ведущими, передняя — управляемой. Трансмиссия включала двухдисковое сухое сцепление, пятискоростную коробку передач Maybach DSG-4 и двойной дифференциал. Наибольшая скорость машины на шоссе составляла 65 км/ч, она преодолевала подъемы крутизной 20° и броды глубиной 0,6 м. Броневые листы бронекорпуса имели толщину 8 - 14,5 мм и располагались с большими углами наклона, что повышало их стойкость против винтовочных пуль и осколков снарядов. Такое размещение бронелистов стало впоследствии характерным для большинства немецких бронеавтомобилей и бронетранспортеров. В установленной на крыше боевого отделения башне кругового вращения находилось основное вооружение бронеавтомобиля — 20-мм автоматическая пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет.
Некоторые бронеавтомобили имели также дополнительный пулемет, установленный в лобовой броне рядом с местом механика-водителя. Не оборудованные радиостанцией бронеавтомобили получили обозначение Sd.Kfz.231, а радиофицированные — Sd.Kfz.232 (Fu).
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.231 6-rad: боевая масса: 5350-6000 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 5,57 м;
ширина: 1,8 м;
высота: 2,25 м;
двигатель: Bussing-NAG G Daimler-Benz MO9 Magirus s88;
мощность двигателя: 70 л.с.;
вооружение: 20-мм пушка KwK 30, два 7,92-мм пулемета MG 34;
боекомплект: 200 снарядов, до 3000 патронов;
бронирование: до 14,5 мм;
скорость по шоссе: 65 км/ч;
запас хода по шоссе: 300 км.
Sd.Kfz.263 6-rad.В начале 30-х гг. была выпущена серия из 28 машин с радиостанцией большей мощности (машина базировалась на конструкции Sd.Kfz.232 6-rad). У этих бронеавтомобилей, получивших обозначение Sd.Kfz.263, башня была выполнена не вращающейся, а вооружение состояло всего из одного 7,92-мм пулемета. Эти бронеавтомобили предназначались для поддержания дальней радиосвязи между штабами частей и соединений. Опыт использования трехосных бронеавтомобилей в войсках показал, что их проходимость вне дорог явно недостаточна. Поэтому вскоре были начаты работы по созданию четырехосного тяжелого бронеавтомобиля с приводом на все колеса.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.263 6-rad: боевая масса: 5350-6000 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 5,57 м;
ширина: 1,8 м;
высота: 2,25 м;
двигатель: Bussing-NAG G Daimler-Benz MO9 Magirus s88;
мощность двигателя: 70 л.с.;
вооружение: 20-мм пушка KwK 30, один 7,92-мм пулемет MG 34;
боекомплект: 200 снарядов, до 1500 патронов;
бронирование: до 14,5 мм;
скорость по шоссе: 65 км/ч;
запас хода по шоссе: 300 км.
Sd.Kfz.231/232 8-rad.Причиной создания тяжелого четырехосного бронеавтомобиля Sd.Kfz.231 послужила очень низкая проходимость состоявших на вооружении вермахта трехосных тяжелых автомобилей, также имевших обозначение Sd.Kfz.231, но с уточнением 6-Rad, т.е. шестиколесный. Базовое шасси бронеавтомобиля было разработано фирмой Buessing-NAG, серийное производство началось в 1938 г. и продолжалось практически до конца войны. Все 8 колес этого шасси выполнены ведущими и управляемыми и частично прикрыты броней. В отличие от большинства германских бронированных машин, с 1943 г. на бронеавтомобиле устанавливался мощный дизельный двигатель Tatra 103. Этот 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения при 2250 об/мин развивал мощность 210 л.с. и обеспечивал машине массой 9 — 12 т на шоссе наибольшую скорость 80 км/ч. В состав трансмиссии входили двухдисковое сухое сцепление, коробка передач с тремя скоростями хода вперед и тремя скоростями заднего хода, а также демультипликатор. Мощный двигатель и четырехосная ходовая часть, выполненная по колесной формуле 8 х 8, позволяли машине преодолевать подъемы крутизной 30°, стенки высотой 0,5 м и броды глубиной 1,2 м. Длинный корпус многогранной формы образован катаными броневыми листами, расположенными с прямым и обратным наклоном. Как и у трехосных бронеавтомобилей, у четырехосных машин было по две рулевые колонки, которые в случае необходимости позволяли осуществлять отход, не разворачивая бронеавтомобиль.
Бронеавтомобиль выпускался в следующих модификациях:Sd.Kfz.231 8-rad — разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой;
Sd.Kfz.232 8-rad — разведывательный бронеавтомобиль с 20-мм пушкой и радиостанцией с антенной рамочного типа;
Sd.Kfz.233 8-rad — разведывательный бронеавтомобиль с 75-мм гаубицей с длиной ствола 24 калибра. Было изготовлено 109 экземпляров этой модификации;
Sd.Kfz.263 8-rad — машина для радиосвязи с антенной рамочного типа;
Количество выпущенных машин этой модификации оценивается в 240 единиц. В зависимости от модификации тяжелые бронеавтомобили применялись в ротах тяжелых бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий, подразделениях поддержки пехоты, радиовзводах штабных подразделений всех уровней. Здесь следует отметить, что движитель с колесной формулой 8 х 8 был революционной новинкой для своего времени и получил дальнейшее развитие лишь в послевоенное время.
Промышленностью Германии было изготовлено более 1444 тяжелых четырехосных бронеавтомобилей всех модификаций. В конце марта 1945 г. в боевых частях Вермахта насчитывалось 344 бронеавтомобиля семейства Sd.Kfz.231 8-rad.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.231 8-rad: боевая масса: 8300 кг;
экипаж: 4 чел.;
длина: 5,85 м;
ширина: 2,2 м;
высота: 2,35 м;
двигатель: Tatra 103, 12-цилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения ;
мощность двигателя: 160 л.с.;
вооружение: 20-мм пушка, один-два 7,92-мм пулемета MG 34;
боекомплект: 200 снарядов, до 3000 патронов;
бронирование: до 8 мм;
скорость по шоссе: 80 км/ч;
запас хода по шоссе: 300 км.
Sd.Kfz.263 8-Rad.Радиомашина SdKfz 263 8-rad различается с похожим автомобилем SdKfz 232 8-rad по тем же параметрам, по которым можно отличить SdKfz 263 6-rad от 232 6-rad, то есть по наличию неподвижной башни с исключительно пулеметным вооружением и дополнительной телескопической антенны.
Тактико-технические характеристики Sd.Kfz.263 8-Rad: боевая масса: 8100 кг;
экипаж: 5 чел.;
длина: 5,85 м;
ширина: 2,20 м;
высота: 2,90 м;
двигатель: Bussing-NAG L8V, 8 цилиндровый;
мощность двигателя: 150 л.с.;
вооружение: один 7,92-мм пулемета MG 34;
боекомплект: 1050 патронов;
бронирование: 5-8 мм;
скорость по шоссе: 100 км/ч;
запас хода по шоссе: 300 км.