Мотоброневагоны (МБВ) были сконструированы на СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде в 1936 году. По силе огня, маневренности и защите броневагон превосходил прежние бронепоезда. Оба из построенных мотоброневагонов участвовали в Великой Отечественной войне с самого начала до победного конца. МБВ №02 ныне стоит в музее Бронетанковых войск в Кубинке.
История создания
Задание на проектирование мотоброневагона СКБ-2 получило в июне 1935 года. Согласно тактико-техническим требованиям АБТУ РККА (автобронетанковое управление РККА).
Первоначально предполагалось изготовить опытный образец в начале 1936 года, однако сделать это не удалось. В проектировании мотоброневагона были задействованы конструкторы С. П. Богомолов, П. П. Ермолаев, Л. Е. Сычев, Н. В. Халкиопов, К. И. Кузьмин, П. П. Михайлов, С. В. Федоренко, П. Т Сосов, Н. Т. Федорчук. Старшим инженером по мотовагону был А. Е. Ефимов, общее руководство осуществлял начальник СКБ-2 О. М. Иванов.
Первый образец мотоброневагона под названием МБВ №АЕ-01 был готов к 7 ноября 1936 года и предъявлен представителям АБТУ РККА. В начале 1937 года МБВ №01 направили на длительные 5000-километровые заводские испытания. Но первые же пробеги выявили ряд неполадок в работе отдельных агрегатов и механизмов. Длительное время заняли работы по устранению недостатков в работе букс моторной тележки и ходовой части мотоброневагона. Устранение выявленных конструктивных недостатков затянулось, и только 12 февраля 1937 года на железнодорожной линии Ленинград - Псков начались заводские испытания.
Параллельно с испытанием МБВ №01, Кировский завод начал изготовление второго экземпляра мотоброневагона. На нем планировалось установить новые конические башни с 76,2-мм орудиями ПС-3, предусмотреть возможность перехода на Западно-Европейскую колею, усилить конструкцию коробки перемены передач и муфты свободного хода, провести работы по герметизации корпуса для обеспечения зашиты от отравляющих веществ, смонтировать новую телефонную связь, приборы дымопуска, приборы наблюдения и внести ряд других изменений. Работы по модернизации первого образца и изготовлению второго МБВ руководил инженер СКБ-2 Ф. Д. Смирнов.
Второй образец мотоброневагона МБВ № АЕ-02 был принят военпредом АБТУ РККА на Кировском заводе 17 апреля 1937 года и направлен на заводские испытания. Модернизированный МБВ №01 после кратковременных испытаний поступил в распоряжение Ленинградских бронетанковых курсов усовершенствования командного состава танковых войск имени Бубнова (ЛБТКУКС), где он находился с мая 1939 года.
Планом на 1938 года Кировскому заводу в Ленинграде поручалось изготовить установочную партию из 10 мотоброневагонов. Для выполнения этого задания в конце 1937 года была изготовлена ходовая часть с двигателем и коробкой перемены передач для третьего образца мотоброневагона, а также собраны главные рамы еще для четырех МБВ. Однако дальнейшие работы по изготовлению
мотоброневагонов на Кировском были прекращены. Несмотря на это, продолжались широкомасштабные испытания МБВ №02.
В начале июня 1939 года на Коломенский завод прибыл МБВ №01. С него демонтировали двигатель и ряд других агрегатов и провели ряд предварительных испытаний отдельных агрегатов силовой установки.
ОписаниеМотоброневагон имел двигатель М-17 и реверсную коробку перемены передач, обеспечивающую возможность движения вперед и назад с одинаковой скоростью.
Мотоброневагон состоял из бронекорпуса, скрепленного с рамой, установленного на двух тележках железнодорожного типа, связанных при помощи шаровых опор и шкворней. Передняя тележка являлась опорной, а задняя, с установленными на ней двигателем и трансмиссией - ведущей.
Броневой корпус мотоброневагона сваривался из 10-20 мм брони. Для «лучшей обтекаемости при движении» он изготавливался «без острых углов с плавными переходами». Корпус мотоброневагона был установлен на главную раму, склепанную из листового и профильного железа. Ее основу составляли две продольных балки, склепанные между собой поперечными креплениями. Сверху рама закрывалась металлическими листами, в которых был сделан вырез над моторной тележкой.
Задняя тележка имела две оси, при этом обе являлись ведущими. На раме тележки имелась шкворневая балка, воспринимающая через шариковую пяту нагрузку корпуса, и две роликовые опоры по бокам. Колесные пары - паровозного типа, обе оси тормозные.
На подрамниках ведущей тележки, над главной рамой корпуса, монтировался двигатель М-17 с коробкой перемены передач. Трансмиссия проектировалась на основе агрегатов танка Т-28, но, учитывая условия движения машины на железнодорожном пути, с измененной конструкцией коробки перемены передач.
Муфта свободного хода обеспечивала независимое вращение колес от вращения вала двигателя. Свободный ход позволял при разгоне машины, не снижая передачи, снизить обороты мотора до минимума, не затормаживая мотовагона, кроме того, обеспечивал экономию топлива. Бортовая передача представляла собой одноступенчатый шестеренчатый редуктор оригинальной конструкции.
Радиаторы и запасной бензобак располагались слева от двигателя. Вся задняя тележка с расположенными на ней агрегатами закрывалась металлическим кожухом, верхняя часть которого представляла собой диффузор для отсоса воздуха вентилятором наружу. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении находился основной бензобак, компрессорная и вентиляторная установки с приводом от бензинового двигателя Л6/2, а также пост управления № 2 (в правом заднем углу корпуса).
Вооружение мотоброневагона состояло из трех башен танка Т-28, установленных в передней и средней части корпуса (отделения башен № 1, 2 и 3), четырех бортовых пулеметов Максима (по два на борт) в типовых шаровых бронепоездных установках, пулемета ДТ в корме корпуса и счетверенной зенитной пулеметной установки (в одноименном отделении). Последняя была выдвижной и могла вести огонь через откидную крышу. Для обеспечения дополнительного зенитного прикрытия к МБВ часто цеплялась зенитная платформа. Кроме того броневагон возил за собой еще две платформы с рельсами и шпалами для ремонта пути.
Внутренняя обстановка была довольно стиснутой. МБВ не имел отопления и вентиляции. Потолок был низкий, так что экипажу приходилось нагибаться. Чтобы попасть в отделение первой башни приходилось пробираться через довольно узкий лаз из отделения второй башни. Внутри корпус делился на семь отделений - первой и второй башен, зенитной пулеметной установки, командира и радиста, прожекторное, третьей башни и моторно-трансмиссионное. Для посадки экипажа имелось три двери - две в бортах посередине и одна в правой задней части.
В середине корпуса располагалась командирская рубка, в которой размещались пост механика-водителя № 1 и место командира. Последний вел наблюдение за полем боя через дальномер в специальной башенке, прибор ПТК и 10-кратную стереотрубу. Под командирской находилась радиорубка с радиостанцией 71-ТК-2, поручневая антенна которой крепилась вокруг командирской рубки.
За командирской рубкой находилось прожекторное отделение, в котором был выдвижной прожектор морского типа. Кроме того, в передней и задней стенках корпуса мотоброневагона установлены путевые прожекторы с броневыми крышками, а на орудийных башнях - фары для ночной стрельбы.
Внутренняя связь мотоброневагона осуществлялась при помощи комплекта телефонной связи морского типа на 10 абонентов, включавшей в себя два коммутатора - в командирской рубке и в орудийной башне № 2, аппарата радиста и абонентского аппарата в радиорубке.
Мотоброневагон оснащался комплектом тормозов с ручным, воздушным и электрическим приводом. Питание электрооборудования осуществлялась от двух динамо, а также от восьми аккумуляторных батарей.
Конструкция второго образца мотоброневагона была практически идентична предшественнику - на втором образце также стояли башни танка Т-28 с пушками КТ-28. МБВ №02 имел модернизированную коробку перемены передач, улучшенную конструкцию внутреннего оборудования, внутреннюю связь СПУ-7р на 10 абонентов.
В ходе боевых действий применялась различная окраска мотоброневагонов. Довольно яркий пример - песочно-розовый полосатый камуфляж. Он применялся в лесистой местности на гранитной насыпи ж/д путей.
Боевой путьМотоброневагон МБВ №01Вплоть до начала Великой Отечественной войны закончить изготовление паросиловой установки высокого давления не удалось. МБВ №01 все это время находился на Коломенском машиностроительном заводе с демонтированными двигателем М-17 и коробкой перемены передач.
После начала Великой Отечественной войны по распоряжению ГАБТУ РККА все работы над модернизацией мотоброневагона были прекращены. 25 июля 1941 года его передали представителям военной приемки и направили в Москву. В сентябре-октябре 1941 года на Подольском машиностроительном заводе имени Орджоникидзе была проведена экранировка корпуса и башен мотоброневагона 15-25 мм бронелистами, в результате суммарная толщина брони МБВ №01 составила 30-40 мм. В ноябре мотоброневагон направили в распоряжение запасного полка бронепоездов. Здесь для него утвердили временный экипаж - 64 человека.
В декабре 1941 года мотоброневагон под командованием младшего лейтенанта Розовского вошел в состав формируемого 30-го дивизиона бронепоездов, куда помимо него включили бронепоезд «Молотовский рабочий». Формирование дивизиона велось в Москве в депо Люблино.
28 февраля 1942 года 30-й отдельный дивизион бронепоездов получил приказ убыть на Северо-Западный фронт, и к 5 марта он сосредоточился на станции Быльчино Калининской железной дороги и вошел в состав 34-й армии. В период 16-18 марта бронепоезда поддерживали наступление пехоты на станцию Лычково. 18 марта в результате налета 9 бомбардировщиков Ju-88 МБВ №01 получил повреждения и был выведен для восстановления на Ярославский паровозоремонтный завод. 23 мая дивизион убыл в Москву, а оттуда 14 июля 1942 года - в состав 28-й армии Сталинградского военного округа. 20 августа дивизион прибыл в Астрахань, а 27 августа, переправившись через Волгу занял позицию на стыке Северо-Кавказского и Сталинградского фронтов. 3 сентября 1942 года огнем бронепоездов дивизиона была отражена попытка немецких частей перерезать железную дорогу Кизляр - Астрахань, а затем до конца ноября 30 ОДБП прикрывал железную дорогу от атак с воздуха.
15 апреля 1943 года дивизион передали 44-й армии Южного фронта и он занял участок Ростов - Таганрог. В течение июня - августа бронепоезда дивизиона огнем орудий поддерживали действия пехотных частей, обстреливали немецкие тылы, катера на море и цели в Таганроге. 29-30 августа 30 ОДБП поддерживал советские части, ведущие бой за Таганрог, после чего его вывели в Ростов. С 25 сентября по 7 декабря 1943 года мотоброневагон МБВ № 01 проходил ремонт на Тамбовском паровозоремонтном заводе, посте чего 30-й дивизион вошел в состав 51-й армии 4-го Украинского фронта и до апреля 1944 года обстреливал немецкие позиции на Чонгарском перешейке.
9-11 апреля 1944 года 30-й дивизион поддерживал огнем наступление наших частей на Чонгарском перешейке, а после прорыва немецкой обороны и освобождения Крыма в мае вошел в состав Отдельной Приморской армии и сосредоточился в Симферополе, а в августе 1944 года 30 отдельный дивизион бронепоездов был расформирован.
Мотоброневагон МБВ №01 был направлен на ремонт и перевооружение после чего в феврале 1945 года вошел в состав 59-го отдельного дивизиона бронепоездов 1-го Белорусского фронта, в котором и закончил войну. После расформирования дивизиона
летом 1947 года МБВ №01 передали 8-му дивизиону бронепоездов, а после того, как и он был расформирован в августе 1953 года мотоброневагон поступил на военный склад № 2707 в Брянске. В итоге вероятнее всего он был сдан в металлолом в 1960-х годах.
Мотоброневагон МБВ №02
После проведения испытаний его передали для хранения на военный склад № 37 в Москве. После начала советско-финляндской войны руководство АБТУ РККА приняло решение испытать мотоброневагон в боевой обстановке. 20 декабря 1939 года МБВ №02 направили со склада № 37 на Кировский завод. Работы по восстановлению мотоброневагона проводились в короткий срок - с 22 декабря 1939 по 4 января 1940 года. После проведения кратковременных испытаний в середине января 1940 года МБВ №02 (с пушками Л-11, установленными вместо КТ-28) отправили на Карельский перешеек, в распоряжение 7-й армии Северо-Западного фронта.
Первоначально он действовал самостоятельно, поддерживая артиллерийским огнем наступление своих войск в районе станции Перк-Ярви. 8 марта МБВ №02 придали 8-му отдельному дивизиону бронепоездов. С 10 марта МБВ подавлял огневые точки финнов с открытых позиций в районе полустанка Лииматта, отвлекая на себя огонь нескольких артиллерийских и минометных батарей, тем самым облегчая продвижение вперед своей пехоты. После окончания советско-финляндской войны мотоброневагон МБВ №02 поступил на Ленинградские бронетанковые курсы усовершенствования командного состава танковых войск, где использовался в качестве учебной единицы.
С началом Великой Отечественной войны мотоброневагон МБВ №02 был в срочном порядке приведен в боеспособное состояние. В начале июля 1941 года для него сформировали экипаж из числа бойцов и командиров ЛБТКУКС, и с 20 июля он придается бронепоезду № 60 для совместных действий. Вплоть до начала августа МБВ №02 и бронепоезд № 60 поддерживали наши части на участках Кингисепп - Молосковицы и Ястребино - Молосковицы. 13 августа мотоброневагон подвергся интенсивному обстрелу немецкой артиллерией, разрушившей железнодорожные пути, но смог выйти из зоны обстрела.
18 августа МБВ и бронепоезд № 60 перебросили в район станции Чудово, где они вошли в состав группы бронепоездов майора Головачева. С 21 по 29 августа 1941 года мотоброневагон в составе группы поддерживал огнем своих орудий части 48-й армии, а 30 августа убыл на ремонт в Ленинград. После ремонта МБВ №02 остался в Ленинграде, а бронепоезд № 60 после сдачи Мги отошел на Кириши и позже вошел в состав войск Волховского фронта.
Ремонт был закончен 11 октября 1941 года, и после испытаний пробегом в 38 км его передали представителю начальника автобронетанковых войск Ленинградского фронта. С 21 октября командиром машины назначили младшего лейтенанта Г. Коновалова. Сначала мотоброневагон действовал самостоятельно на участке Северной железной дороги у станции Саперная.
10 ноября 1941 года МБВ №02 вошел в состав бронепоезда «Народный мститель», вместе с которым на участках Рыбацкое - Саперная - Усть-Ижора поддерживал огнем части 55-й армии Ленинградского фронта. В мае 1942 года мотоброневагон вошел в состав 71-го отдельный дивизион бронепоездов, куда помимо него вошли бронепоезда «Народный мститель» и «Сталинец-28». В это время командиром МБВ №02 был назначен старший лейтенант А. Богданов. Дивизион попрежнему действовал на участке 55-й армии в районе станции Саперная. В декабре 1942 года мотоброневагон направили на ремонт в Ленинград, на завод имени Сталина.
Директивой штаба Ленинградского фронта от 24 января 1943 года был сформирован 14-й отдельный дивизион бронепоездов, куда включили бывший бронепоезд № 30 «Стойкий» Краснознаменного Балтийского флота и мотоброневагон МБВ №02, позже получивший имя «Стремительный». Бронепоезда получили следующие номера - №600 «Стойкий» и №684 «Стремительный».
14-й отдельный дивизион бронепоездов до августа 1943 года поддерживал артиллерийским огнем части 23-й армии, с августа по декабрь действовал у Синявино в составе 67-й армии. В декабре 1943 года дивизион включили в 53-ю армию и с января 1944 года участвовал в боях по снятию блокады Ленинграда в районах Колпино, Саблино, Красный Бор. В это время бронепоездом № 684 «Стремительный» командовал капитан Л. Доченко. В ходе ремонта на заводе имени Сталина летом 1943 года МБВ №02 перевооружили, заменив пушки Л-11 на 76-мм танковые Ф-34.
В мае - июне 1944 года 14-й дивизион бронепоездов артиллерийским огнем поддерживал наступление 21-й армии на Сестрорецком направлении, затем до августа прикрывал восстановление станций и железной дороги от атак с воздуха.
26 января 1945 года 14-й дивизион бронепоездов со станции Ленинград - Навалочная убыл в Выборг, куда прибыл 6 февраля. Здесь он дислоцировался до 10 июня 1945 года, после чего был переброшен в Ленинград, на станцию Витебская-Сортировочная. Здесь в период с 26 июня по 25 июля 1945 года 14-й отдельный дивизион бронепоездов расформировали, при этом МБВ №02 вместе с матчастью бронепоезда «Стойкий» передали в состав 62-го отдельного дивизиона бронепоездов, а после расформирования последнего в 1947 году МБВ №02 поступил на военный склад № 2707 в Брянске.
После войны в 1948-1950 годах вагон проходил очередную модернизацию, в ходе которой он получил новый дизельный движок типа В-2. Счетверенный пулемет с башни был снят, на его место установили автономный генератор. Также заменили рацию на более современную.
В 1951-1952 годах МБВ-2 прошел испытания. На них выяснилось, что установка В-2 была ошибкой. Конструкторам так и не удалось обеспечить его нормального охлаждения. Работа над ним вскоре была закончена, МБВ-2 направили в музей в Кубинку, где он находится и по сей день.
Тактико-технические характеристики МБВ-2:длина: 19,2 м;
бронирование: лобовые листы корпуса, башни и командирской рубли - 20 мм, бортовые листы - 16 мм, крыша - 10 мм;
боевой вес: 80 т;
вооружение: три танковые пушки калибра 76,2 мм, счетверенная зенитная установка 4М (4 Максима), два зенитных пулемета ДТ и по два пулемета Максима на кажный борт;
число осей - 5;
двигатель: М-17Т мощностью 500 л.с. (368 кВт);
максимальная скорость: 120 км/ч;
максимальная скорость с ж/д составом: 100 км/ч;
запас хода: 500 км;
экипаж: 34 человека, в т.ч. 4 офицера (командир, его помощник, комиссар и помощник командира по технической части).
Источники:1. Без тайн и секретов. Очерк 60-летней истории танкового конструкторвского бюро на Кировском заводе в Санкт-Петербурге., СПб., 1997;
2. Отечественный бронедрезины и мотоброневагоны, Фронтовая иллюстрация №5 за 2005 год.
2. Отечественный бронедрезины и мотоброневагоны, Фронтовая иллюстрация №5 за 2005 год.