Самоходные артиллерийские установки М18 'Hellcat' (M18 Gun Motor Carriage) стали финальной версией американского истребителя танков во Второй мировой войне. Доктрина Соединенных Штатов, касающаяся использования бронетехники в бою сводилась к тому, что американским танкам следовало избегать боестолкновений с танками противника. Танки использовались для развития наступления при прорыве линии обороны врага. Роль борьбы с танками противника отводилась подразделениям истребителей танков, на вооружении которых состояли противотанковые пушки, а также различные самоходные артиллерийские установки на базе грузовиков, полугусеничных и гусеничных (М10, М18 и М36) машин. Обычно эти противотанковые средства сводились в дивизионы корпусного или армейского подчинения и находились за передним краем, будучи в готовности отразить танковую атаку противника. При этом делалась ставка на мобильность, которая позволила бы успешно устраивать засады и быстро сниматься с позиции, чтобы избежать артиллерийской дуэли с тяжело бронированными машинами Вермахта.
Американские истребители танков являлись оборонительным вооружением. Что же касается М18, то эта САУ не могла быть использована для поддержки наступающей пехоты. У нее была очень тонкая броня, которую с близкого расстояния могла пробить даже бронебойная 7,62-мм пуля или шрапнель. Не было спаренного со стволом пушки или установленного в корпусе пулемета. Башня имела открытый верх, что несомненно улучшало видимость, значительно упрощая задачу слежения за противником в моменты боя. Все говорило об узкоспециальной роли - охоте на танки противника из засады.
Самой выдающейся особенностью М18 была ее мобильность. Она имела крейсерскую скорость более 70 км/ч, а максимальную - 95 км/ч! Экипажи сравнивали вождение М18 с вождением гоночного автомобиля. Столь высокая скорость укрепляла надежду солдат на выживание в бою с неповоротливыми немецкими танками.
Была создана математическая формула для анализа и сравнения боевых характеристик бронетехники, которая оперировала тремя величинами - броней, вооружением и мобильностью. Следуя этой формуле, боевые свойства танков Т26 'Pershing', ИС-2, ИС-3, 'Panther', 'Tiger' I и 'Tiger' II примерно равны. Однако, М18 превосходит всех их на целых 50%. Столь весомый отрыв обусловлен очень высокой мобильностью этой САУ.
На вооружении армии США эта боевая машина находилась не долго. Поступив в войска в 1944 году, вскоре после окончания Второй мировой войны она была снята. Доктрина применения бронетехники в бою была пересмотрена. На первый план вышли танки, способные сражаться с танками противника. Оборонительное вооружение уступило место наступательному. САУ М18 выпускались только в одной модификации лишь с небольшими отличиями, диктуемыми самим производственным процессом.
Разработка М18 началась в 1942 году. Первый прототип имел обозначение Т42 и был вооружен 37-мм пушкой. Следующий прототип Т49 получил более мощную 57-мм пушку. Наконец, выбор противотанкового вооружения пал на 75-мм пушку М3. Третий прототип, вооруженный 75-мм пушкой имел обозначение Т67. Второй образец Т67 был изготовлен с открытой башней. В ноябре 1942 года была представлена новая 76-мм пушка М1, которую незамедлительно установили на шасси опытных машин.
Разработка М18 началась в 1942 году. Первый прототип имел обозначение Т42 и был вооружен 37-мм пушкой. Следующий прототип Т49 получил более мощную 57-мм пушку. Наконец, выбор противотанкового вооружения пал на 75-мм пушку М3. Третий прототип, вооруженный 75-мм пушкой имел обозначение Т67. Второй образец Т67 был изготовлен с открытой башней. В ноябре 1942 года была представлена новая 76-мм пушка М1, которую незамедлительно установили на шасси опытных машин.
В начале 1943 года было построено шесть прототипов последующей опытной модели Т70 с 76-мм пушкой и радиальным двигателем Continental R-975-C1 мощностью 400 л.с. Первые шесть башен имели ящики для укладки только на правой и выпуклость на левой стороне. Вначале 76-мм пушка была расположена по центру башни. Затем башни модернизировали, сдвинув орудия вправо примерно на 10 см.
Производство М18 было начато в июне 1943 и завершилось в октябре 1944 года. Всего было выпущено 2507 единиц. Несмотря на небольшой период производства, был проведен ряд модернизаций. Первые 685 машин были возвращены на завод. 640 М18 из их числа были переделаны в перевозчики боеприпасов М39.
76-мм САУ М18 имела гусеничные шасси на торсионной подвеске на пять пар катков. В центре машины устанавливалась башня с открытым верхом, вращаемая на 360°. В ней располагалось 76-мм орудие.
Экипаж М18 состоял из пяти человек. Водитель сидел впереди слева, рядом с трансмиссией, помощник водителя - спереди справа, командир САУ - в левой задней части башни, наводчик - в левой передней части башни, а заряжающий - в правой части башни.
М18 имеет две стальные гусеницы толщиной 30,5 см по 83 трака каждая. Ведущие колеса ("звездочки") гусеницы снабжены 31 зубцом. На подвеске крепятся десять катков с резиновым ободом, по пять на каждой стороне. Два гусеничных амортизатора двойного действия стабилизируют передние катки с обоих сторон, а одиночные амортизаторы - вторые, четвертые и пятые катки с обоих сторон. Направляющие колеса ("ленивцы") с обоих сторон регулируют натяжение гусеницы. Четыре поддерживающих катка с каждой стороны направляют гусеницу на ведущую "звездочку".
Предсерийные М18 использовали 76-мм пушку М1. Серийные модификации САУ вооружались 76-мм пушками модели М1А1, М1А1С и М1А2. Пушки М1А1 и М1А1С были практически идентичны. Образцы М1А1С отличались наличием резьбы на конце ствола для установки дульного тормоза. М1А2 отличались также резьбой для дульного тормоза, а также немного измененной нарезкой ствола, которая придавала снаряду большую устойчивость и немного повышала пробиваемость. Все эти орудия использовали одинаковые боеприпасы - PC-T M62 и HVAP-T M93. Первый имел начальную скорость 790 м/с, а второй - 1040 м/с. Малая боеукладка для девяти выстрелов располагалась в правом переднем углу, 45 других выстрелов были распределены по спонсонам корпуса САУ. Единственным дополнительным вооружением М18 был 12,7-мм пулемет М2НВ, установленный на заднюю левую часть башни.
Было собрано несколько различных опытных модификаций на базе М18. Это были амфибии 76-мм САУ Т86, 76-мм САУ Т86El и 105-мм САУ (гаубица) Т87. Т86 и Т87 двигались в воде за счет движения гусениц, а Т86El был оборудован винтами. Амфибия Т86 использовала часть корпуса М18 ниже спонсонов. Верхняя часть корпуса была просторной и легкой. Новые траки шириной 53 см, выполненные по образцу траков М24, снижали давление на грунт. Специальные дополнительные кромки усиливали сцепление с поверхностью, а также позволяли машине плыть, загребая воду. В передней части установили отражатели воды, а сзади - два руля для управления движением.
Прототип Т86El имел два пропеллера диаметром 66 см. Однако, несмотря на это, он не превосходил по скорости в воде Т86. Корпус Т87 был немного меньших размеров, нежели у Т86 и Т86El. В его увеличенной башне располагалась 105-мм гаубица М4. В серийное производство эти амфибии так и не были запущены.
В июне 1945 года на танковом полигоне в Абердене (Aberdeen Proving Ground) один из М18 был переделан в т.н. 'Super Hell Cat'. Его башня была заменена на башню М36. Более тяжелая 90-мм пушка М3 была эффективна в больбе с бронетехникой противника, а также его ДОТами и ДЗОТами. Позднее чтобы уменьшить давление на грунт потяжелевшей машины, на САУ 'Super Hell Cat' поставили траки шириной 53 см. Кроме того, установили новые боеукладки для 90-мм выстрелов. Металлические слитки весом в несколько тонн распределили по корпусу, которые играли роль дополнительной брони. Как ни странно, увеличение веса не сильно сказалось на характеристиках машины. Однако, и эта разработка не была воспроизведена массово.
Еще одной САУ на базе М18 была 105-мм Т88. Заряжающий в этой машине находился с правой стороны. Периском М4А1 был заменен на М10. Командир САУ получил панорамный перископ. Боеукладка для 16 выстрелов находилась в башне рядом с заряжающим, еще 24 были распределены по спонсонам. Т88El имела 105-мм гаубицу Т51. Механизм отдачи этого орудия требовал больше пространства в башне машины. Оба проекта были отменены к концу Второй мировой войны.
Тактико-технические характеристики
Вес: | 17,7 тонн; |
Длина (со стволом): | 6,88 м; |
Длина (без ствола) | 5,28 м; |
Ширина: | 2,57 м; |
Экипаж: | 5 человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель, помощник водителя); |
Броня: | 5-25 мм; |
Вооружение: | 76-мм ПТП М1А1 и 12,7-мм пулемет М2HB; |
Боезапас: | 45 выстрелов калибра 76 мм и 800 выстрелов калибра 12,7 мм; |
Двигатель: | 9-цилиндровый радиальный Continental R-975-C4 мощностью 340 л.с.; |
Запас хода: | 168 км; |
Максимальная скорость (по шоссе): | 97 км/ч. |
вторая мировая война, война,танк, танки, фото танков,танки фото,ракета фото,фото немецких самолетов,трактор фото,самолеты второй мировой войны фото, бронетехника, танк, ТигрII, ВОВ,катюша,блокада Ленинграда, КВ1, кв2, броня,вторая мировая война, танк тигр, pz.kpfw. vi tiger, , черчилль вторая мировая, машины второй мировой, pz kpfw tiger, королевские тигры, ссср япония,сталинградская битва фото,военный альбом,концлагеря фото, бухенвальд концлагерь,артиллерия,освенцим концлагерь
"Королевский тигр"(Pz.Kpfw.I) AMX 50 FochAusf. E CАУ "Marder II"General Lee Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) Krupp M18 Gun Motor Carriage MG 34 NeubaufahrzeugPanzergrenadier Regiment Panzerjager 38(t) Panzerkampfwagen I Panzerkampfwagen IIIPanzerkampfwagen PzKpfw. IVPanzerkampfwagen PzKpfw. V PantherPanzerkampfwagen VI "Tiger" Pz.Kpfw.IV PzKpfw III Sd.Kfz. sIG 33Sonderfahrzeug III StuG IIISturmgeschütz III VK 4502(Р) WaffenamtБронеавтомобиль M8 "Greyhound"бронеавтомобиль T17E1 “Staghound”бронетехника ЗСУ Flakpanzer 38(t) ИС-2Легкие бронеавтомобилиЛегкий танк Легкий танк Pz.Kpfw. II Легкий танк М24 Chaffee Легкий танк М3 (Stuart) М3 General Grant М4А1 М5 ПершингСАУ САУ "Grille САУ "Hetzer" САУ М12 "King-Kong" САУ М18 'Hellcat'Сталинград Танк Pz.Kpfw.V “Пантера”Танк М4 Shermanтанковая пушка КwK-42Тигр Тяжелые бронеавтомобили Sd.Kfz. Тяжелый танкТяжелый танк М26 Pershing Штабной бронетранспортер Sd.Kfz.247