ЛЕГКИЙ ТАНК Т-I
"Panzerkampfwagen" I (Sd.Kfz.101)легкий танк Pz.IТанк был разработан фирмой "Крупп" в 1933 г. и после испытаний был принят на вооружение вермахта в июле 1934 г. Танк был выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка располагалась сзади, в средней части со смещением вправо от продольной оси танка была установлена башня с вооружением, а слева находилось место механика-водителя. Силовая передача и ведущие колеса располагались спереди. В качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Вооружение состояло их двух спаренных 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, спуск - раздельно. В 1935 г. танк был модернизирован. В ходе модернизации была изменена ходовая часть и установлен более мощный шестицилиндровый двигатель. Это позволило несколько повысить скорость движения танка. Модернизированный танк получил обозначение Т-I/В в отличие от первоначальной модификации, получившей обозначение Т-I/А. Опыт использования танков Т-I обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 г. производство танка Т-I/В прекратили, но его шасси выпускалось до 1941 г. и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин.
Легкий танк "Panzerkampfwagen" I составлял основу парка немецких танковых войск во время захвата Польши в сентябре 1939 года и французской кампании в мае-июне 1940 года. В меньших количествах этот танк фашисты использовали на Балканах (1941), в Северной Африке и на Восточном фронте (1941-1942). После того, как на вооружение немецкой армии приняли новые, более совершенные машины, танки PzKpfw I были направлены для выполнения вспомогательных функций и подготовки личного состава.
Из истории создания легкого танка Pz I
Версальский договор (1919) накладывал на Германию большие ограничения в области вооружений, в том числе было полностью запрещено производить танки, бронеавтомобили и формировать танковые войска. Согласно Версальскому договору Германия могла иметь только ограниченное количество бронемашин, предназначенных для полиции.
Немцы не обременяли себя соблюдением условий Договора. Вопреки запрету велись секретные работы в области организации и тактики танковых войск и подготовки кадров. Кроме того, немцы приступили к проектированию и постройке моделей новых танков. В 1925 году фирмы "Rheinmetall-Bozing", "Krupp" и "Daimler-Benz" получили от Управления вооружений Рейхсвера заказ на разработку нового типа тяжелого танка. Этот проект получил условное обозначение "Grosstraktor" ("большой трактор"). При этом создавалось впечатление, что работы ведутся над сельскохозяйственной или дорожной машиной. В 1928 году провели ходовые испытания прототипов танков фирм "Krupp" и "Rheinmelall-Borzing". В следующем году на танковом полигоне "Кама" около Казани (СССР) провели цикл испытаний танка фирмы "Daimler-Benz".
В то же самое время были построены опытные образцы легкого танка, названного соответственно "Leichttraktor" ("легкий трактор") и самоходной артиллерийской установки, созданной на шасси гусеничное тягача WD (Rheinmetall-Borzing) и вооруженной пушкой калибра 77-мм. Ни одна из машин не удовлетворила требованиям заказчика, поэтому начались работы над следующими прототипами.
В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера, выдвинул проект формирования в будущем больших танковых частей, признавая при этом, что результаты всех предыдущих попыток создать танк не привели к ожидаемым результатам. Под влиянием взглядов начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, Лутц приказал разработать модель легкого танка массой около 5000 кг, с тем, чтобы получив свободу в военных вопросах, то есть разорвав Версальский Пакт, можно было с помощью этих машин немедленно приступить к подготовке личного состава. До тех пор подготовка будущих танкистов шла на деревянно-картонных макетах, установленных на шасси легковых автомобилей "Наnomag" 25 PS, "Opel" 24 и Adler "Standard" 6.
Прототип танка PzKpfw I - LKA фирмы "Крупп".
Заказ на разработку легкого танка был выдан четырем фирмам: "Daimler-Benz", "Rheinmetall-Borzing", "MAN" (Maschinenfabrik Augsburg-Nuerenberg) и "Krupp". К тому времени фирма Круппа уже располагала готовым проектом "маленького трактора " LKA, сконструированного инженерами Хогельлёхом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert). Новый танк получил дезинформирующее название Landwirtschaftlicher Schlcpper - LaS ("сельскохозяйственный тягач"). Первый прототип был закончен в июле 1932 года. При постройке шасси применили технические решения, использованные в конструкции английскою легкого танка Carden Loyd Mk VI (два шасси этого танка в 1929 году Советский Союз закупил у Англии и небесплатно продемонстрировал их немцам). Летом 1933 года первые пять шасси LaS, которые были немного модифицированы по сравнению с LKA опробовали на полигоне в Куммерсдорфе. Отличия нового шасси заключалось в использовании продольной балки, соединявшей три опорных катка с направляющим колесом и установки трех поддерживающих катков. Корпус и башню разработала фирма Daimler-Benz. Пять фирм: "Krupp-Grusson","MAN", "Daimler-Beriz", "Henschel" и "Rheinmctall-Borzing" - изготовили по три прототипа. Первые шасси, обозначенные как I LaS Ktupp, изготовили к концу 1933 года на фирме "Krupp-Grusson". Следующую партию шасси выпустила фирма "Henschel" в феврале 1934 года. Первые 15 танков были полностью укомплектованы в конце апреля 1934 года.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.
В сентябре 1934 года танки 1 LaS "Krupp" были переданы "Kraftlehr Kommando Zossen" (Учебная группа автомобильных войск в Цоссене), состоявшей из трех рот. В дальнейшем группу преобразовали в 1-й танковый полк. В Ордфуре подобным же образом был сформирован 2-й танковый полк. Летом 1935 года эти части принимали участие в учениях около Мюнстера, впервые продемонстрировав машину.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.
Вскоре танк 1 LaS "Krupp" сменил название на Pz.Kpfw.l Ausf.A. В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта - "Kraftfahrzeuge Nummer-sustem der Wermacht". По этой системе танк Pz.l и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. - "Sonderkraftfahrzeug" - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd.Kfz.265. Всего было выпущено 477 танков Pz.Kpfwl Ausf.A (349 - на заводах "Henschel"и 128 - на заводах "MAN").
Танк Sd.Kfz. 101 Pz.Kpfw I Ausf. A.
Эксплуатация показала, что танки версии Pz.Kpfw.l Ausf.A. нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Мощности 57-сильного двигателя "Krupp" М305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на танк Pz.l Ausf.A дизельного двигателя "Krupp" М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/мин. Проблему удалось решить, смонтировав на машину шестицилиндровый бензиновый мотор "Maybach " NL38TR мощностью 100 л.с.
Этот мотор был заметно больше прежнего, поэтому пришлось удлинить корпус на 400-мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.l Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.
На машинах первых серий использовались пулеметы MG-13, которые позже заменили на более современные MG-34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию Fu5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.l Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.
Производство танков модификации "В" велось на заводах "Henschel", "Krupp-Gruson" в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах "MAN" в Нюренберге и "Wegmann" в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.l Ausf.B, а фирмой "Wegmann" в 1938 году еще 22 корпуса. Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8,8 - 9,5 т. Наиболее массовыми были "Bussing-NAG" 900 и 900А, "Faun" L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские "Skoda" 6VTP6-T и "Skoda" 6К, "Tatra" Т81, французские "Laffli" S45TL, "Bernard" и "Willeme".
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.
Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22 т (Sd.Anh. - Sonder Anhanger -специальный прицеп). В качестве буксировщиков для них применялись тяжелые колесные тягачи типа "Hanomag" SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.
Полугусеничный 18-тонный тягач Sd.Kfz.9 фирмы "Famo" - "schwere Zugkraftwagen" 18t "FAMO"
Производство танков Pz.Kpfw.I
Некоторое количество машин не имело бронекорпусов и использовалось в учебных целях, поэтому существует разница в количестве произведенных шасси и корпусов. Число башен меньше числа корпусов, поскольку часть машин была выпущена в качестве безбашенных машин управления. Несколько танков были переоборудованы под тягачи артиллерийских систем калибра 75-мм и 105-мм.
Легкий танк Pz.l имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссионное отделение, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним находилось отделение управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, башенный стрелок - справа. Моторное отделение занимало кормовую часть корпуса.
Корпус танка сваривался из катанных листов хромоникелевой стали. Для посадки механика-водителя предназначался двухстворчатый люк в левой части подбашенной коробки. Экипаж мог вести наблюдения за местностью через три смотровые щели, расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми крышками. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления, акселератора и тормоза, а также двух рычагов, связанных с бортовыми фрикционами.
Напротив сиденья находилась приборная панель механика-водителя с датчиком температуры масла, тахометром, проградуированным от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин, и спидометром со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче - не более 5 км/ч, на второй - 11, на третьей - 20, на четвертой - 32 и на пятой - 42 км/ч.
Башня - сварная, с диаметром погона в свету 911-мм, смещенная к правому борту корпуса - приводилась во вращение ручным механизмом поворота, располагавшемся слева (Pz. IA) или справа (Pz.lB) от маск-установки пулеметов. В крыше башни имелся большой люк с одностворчатой крышкой для посадки командира танка (он же - башенный стрелок). В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни - четыре лючка для наблюдения с броневыми крышками (в двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с башней, полик боевого отделения отсутствовал.
Внутренний вид башни танка Pz.l Ausf.А
Вооружение танка состояло из двух пулеметов "Dreyse" MG-13 калибра 7,92-мм. (Pz.lA и Pz.lB первых серий) или "Rheinmetall-Borsing" MG-34 (Pz.lB поздних выпусков). Скорострельность пулеметов 680 и 825 выстр./мин соответственно.
Боекомплект состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами размещалась в башне, остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) - в корпусе. С 1936 года боекомплект увеличили до 2250 патронов (90 магазинов).
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Пулеметы устанавливались в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. На танке Pz.l Ausf.B спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни справа от него. При этом стрелок вел огонь "по-македонски", то есть правой рукой - из правого пулемета, а левой - из левого. Угол возвышения пулеметов + 18°, склонения -12°. Маска могла фиксироваться в горизонтальном положении. Танк был оборудован телескопическим прицелом "Zeiss" TZF 2.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Двигатель и трансмиссия.
На танке Pz.l Ausf.A устанавливался двигатель "Krupp" М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин. Диаметр цилиндра 90-мм, ход поршня 130-мм. Рабочий объем 3460 см3.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76. Емкость двух бензобаков, находившихся в задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя - 144 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 100 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEP.
Танк Pz.l Ausf.B оснащался 6-цилиндровым, карбюраторным, рядным двигателем жидкостного охлаждения "Maybach" NL 38TR мощностью 100 л.с. (73,6 кВт). Диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 100 мм. Рабочий объем 3791 см3.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя - 146 л. Расход топлива на 100 км - 125 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.
Коробки передач ZF "Aphon" FG35 (Ausf.A ) и "Aphon" FG31 (Ausf.B ) — механические, пятискоростные (5 + 1).
Ходовая часть танка Pz.l Ausf.A, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530-мм и одного необрезиненного опорного катка, несколько большего диаметра, выполнявшего роль ленивца.
Ленивец Pz.Kpfw.I Ausf.А
Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллип-тических рессорах. Поскольку корпус Pz.l Ausf.B был длиннее на 400-мм, в ходовую часть добавили пятый опорный каток, а ленивец подняли с грунта. Число поддерживающих катков колебалось от трех (Pz.lA) до четырех (Pz.lB). Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280-мм.
Шасси танка Pz.l Ausf.B.
Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosch" GTL 600/12-1200 мощностью 0,6 кВт либо "Bosch" RRCN 300/12-300 мощностью 0,3 кВт. Аккумуляторов у Ausf.B — два, емкостью 105 Ампч.
Танки модификации "А" оснащались радиоприемником Fu2, а модификации "В" - приемопередающей радиостанцией Fu5. Кроме того, во всех машинах имелся комплект сигнальных флажков и ракетница. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.
Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw.I
Ausf .А
Боевая масса, т 5,4
Экипаж, чел. 2
Габаритные размеры, мм:
длина 4020
ширина 2060
высота 1720
клиренс 250
Толщина брони, мм/угол наклона:
лоб корпуса 13/22°
борт, корма 13/22°
днище 6/190°
крыша 6/90°
лоб башни 13/10°
борт, корма 13/22°
Максимальная скорость движения
по шоссе, км/ч: 57
Запас хода, км:
по шоссе 145
по местности 100
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. 30
ширина рва, м 1,4
высота стенки, м 0,36
глубина брода, м 0,58
Длина опорной поверхности, мм 2470
Удельное давление, кг/см2 0,4
Удельная мощность, л.с./т 11,1
Ausf.В
Боевая масса, т 5,8
Экипаж, чел. 2
Габаритные размеры, мм:
длина 4420
ширина 2060
высота 1720
клиренс 290
Толщина брони, мм/угол наклона:
лоб корпуса 13/22°
борт, корма 13/22°
днище 6/190°
крыша 6/90°
лоб башни 13/10°
борт, корма 13/22°
Максимальная скорость движения
по шоссе, км/ч: 40
Запас хода, км:
по шоссе 140
по местности 115
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. 30
ширина рва, м 1.4
высота стенки, м 0,36
глубина брода, м 0,58
Длина опорной поверхности, мм 2440
Удельное давление, кг/см2 0,42
Удельная мощность, л.с./т 17,2
Боевое применение танков Pz.Kpfw.I
На начальном этапе создания германских бронетанковых войск предполагалось наладить в течение двух лет массовое производство легких танков (Pz.I, Pz.II) и на их базе сформировать костяк моторизованных частей. Параллельно с обучением экипажей машин планировалось закончить разработку и развернуть выпуск средних танков (Pz.III, Pz.IV), которые в конечном итоге должны были составить основу танковых соединений. Но в реальности события развивались по другому сценарию. Немецкая тяжелая промышленность еще не оправилась в полной мере от последствий первой мировой войны, ограничений Версальского договора и не смогла оперативно справиться с поставленными перед ней задачами. Не получалось производить в достаточном объеме Pz.II. Поэтому Pz.I, кроме того, что он стал "танком-первенцем", поступившим на вооружение "Panzerwaffe", пришлось еще долгое время составлять большую часть танкового парка Германии.
В 1934 году начались поставки боевых машин в войска и появились первые танковые части. Во многом этому способствовала деятельность нового военного министра генерала Бломберга и генерала Рейхенау, возглавлявшего канцелярию военного министерства. Они придерживались современных военных взглядов и хорошо понимали то значение, какое предстоит сыграть танкам в недалеком будущем. Гитлер тоже, в свою очередь, проявлял неподдельное внимание к новому, динамично развивающемуся роду войск. В конце 1934 года рейхсканцлер присутствовал на показательном выступлении механизированных подразделений вермахта.
Гейнц Гудериан рассказывал об этом в своей книге "Воспоминания солдата":
"Я показал Гитлеру мотоциклетный взвод, противотанковый взвод, взвод учебных танков Pz.I, взвод легких и взвод тяжелых бронемашин. Быстрота и точность действий, проявленные нашими подразделениями во время своего движения, произвели на него большое впечатление, и он воскликнул: "Вот это то, что мне и нужно!"
После этого события стали развиваться форсированными темпами. К середине октября 1935 года Германия уже обладала тремя танковыми дивизиями. 95% материальной части соединений были укомплектованы танками Pz.I, остальные 5% приходились на долю Pz.II, производство которого в 1935 году еще только набирало обороты.
Боевой дебют Pz.I состоялся в годы гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.), когда Италия и Германия с первых дней мятежа стали оказывать военно-техническую помощь генералу Франко. Гитлер и немецкое военное руководство решили воспользоваться благоприятным моментом. С одной стороны - благородная помощь испанским националистам, борющимся против угрозы леворадикального и коммунистического режима, а с другой - прекрасная возможность испытать технику и отработать в настоящих боевых условиях тактику ведения современного боя. По прямому указанию фюрера был создан "добровольческий» легион "Kondor", в состав которого вошли немецкие военнослужащие и техника, действовавшие на стороне франкистов.
В октябре 1936 года легион получил первые девять танков Pz.IA, и уже к концу месяца около Толедо была сформирована механизированная группа "Drohne" под командованием майора Риттера фон Тома. В состав группы входили 88-й танковый батальон, состоявший из двух рот (по три взвода в каждой), и подразделения поддержки (отделение противотанковой артиллерии, огнеметное отделение, автотранспортная секция и ремонтная мастерская). Каждая танковая рота насчитывала 18 боевых машин. Боевую технику обслуживали 180 немецких солдат и офицеров (из 6-го танкового полка), прибывших в Испанию в качестве "туристов".
Первоначально планировалось, что немецкий персонал будет заниматься только инструктажем своих испанских коллег, но на деле самую ответственную и трудную работу пришлось выполнять немецким солдатам. Первая встреча с советскими танками Т-26, состоявшими на вооружении республиканцев, наглядно продемонстрировала полное превосходство этих боевых машин. 28 октября 1936 года Pz.IA поддерживали атаку кавалерии националистов и были контратакованы республиканскими танками. Немецкие танки с их тонкой броней и слабым вооружением оказались легкой мишенью для 45-мм орудий, стоявших на Т-26. С началом поставок Советским Союзом республиканцам БТ-5 положение еще больше осложнилось.
В декабре 1936 года в Испанию прибыла первая партия (19 машин) Pz.IB, и группу "Drohne" перебросили под Мадрид, где она принимала участие в штурме города, неся серьезные потери. Фон Тома объявил, что заплатит за каждый захваченный республиканский танк 500 песет. Этот шаг принес свои плоды. В марте 1937 года в состав группы "Drohne" была включена целая рота, полностью укомплектованная трофейными советскими Т-26.
Танки Pz.Kpfw.I Ausf.А на учениях
В августе 1937 года началась коренная реорганизация группы, ставшей к марту 1938 года испанской частью "Bandera de Carros de Combate de la Legion". В организационном плане она являлась частью испанского Иностранного легиона и состояла из двух батальонов: 1-й был вооружен немецкими легкими танками Pz.I (модификации "А" и "В"), 2-й - советскими Т-26. Батальоны участвовали в самых кровопролитных и ожесточенных сражениях 1938-1939 гг.: под Теруэлем и Брунете, на реке Эбро, в Каталонском прорыве.
В ходе боевых действий предпринимались попытки усилить огневую мощь немецких танков - на одной из машин 88-го батальона немцы увеличили высоту башни и установили итальянскую 20-мм зенитную пушку "Breda" model 1935. Республиканцы, в свою очередь, тоже переоборудовали несколько захваченных танков Pz.I, вооружив их французскими противотанковыми легкими 25-мм орудиями "Hotchkiss". Но эксперименты оказались неудачными, слишком страдала от перегрузки и без того не блиставшая надежностью ходовая часть.
Во время испанской войны погибло 7 немецких танкистов. В знак уважения заслуг и помощи, оказанной Франко и его сторонникам, личный состав танковых частей легиона "Kondor" принимал участие 19 мая 1939 года в параде франкистских войск, устроенном в Мадриде в честь победы.
Всего около 180 танков Pz.I (Ausf.A, Ausf.B и Kleiner Panzerbefehlswagen) принимали участие в боях в составе легиона "Kondor" и частей националистов. Некоторые из них продолжали службу в испанской армии вплоть до конца 40-х годов.
Танки Pz.I не отличались надежностью.
В марте 1938 года во время аншлюса Австрии Легкие немецкие танки не выдерживали длительных маршей и десятками выходили из строя. И это, учитывая качество австрийских дорог. 2-я танковая дивизия генерала Гудериана по пути в Вену (420 км) растеряла не менее трети своих машин (в основном Pz.I). Обочины шоссе были усеяны бронетехникой. Пришлось в срочном порядке улучшать систему работы эвакуационно-ремонтных служб, что было сделано незамедлительно. Результаты не заставили себя долго ждать.
В октябре 1938 года Гитлер при попустительстве Англии и Франции оккупировал Судетскую область, принадлежавшую Чехословакии. Особых проблем с танками не наблюдалось, благодаря тому, что большая их часть перевозилась на специально оборудованном для этих целей автотранспорте.
Еще в 1938 году командование вермахта пришло к выводу, что Pz.I морально и технически устарел и не может выступать в роли основного боевого танка, тем не менее, к началу второй мировой войны его доля в Panzerwaffe составляла почти 50%.
1 сентября 1939 года немецкие войска пересекли границу Польши. В первых эшелонах наступающих сил находились мобильные соединения, в их составе действовало 1445 танков Pz.I, причем в каждой дивизии их количество было различным.
Танки Pz.Kpfw.I Ausf.А в Польше, 5 сентября 1939 года.
Польская армия смогла выставить против захватчиков около 900 танков. Реально же из этого числа танками можно было назвать всего несколько сотен машин: 132 легких танка 7ТР, 102 FT-17 (машины времен первой мировой войны, некоторые из которых были модернизированы), примерно 50 R-35 и 3 Н-35, 38 6-тонных "Vickers". Остальная часть (574 машины) представляла собой танкетки (ТК и TKS). Поляки называли их легкими разведывательными танками. Танки действовали в составе легких танковых батальонов и рот, танкетки - в составе пехотных дивизий, кавалерийских бригад и небольших отдельных подразделений. Кроме того, существовала 10-я механизированная бригада и находилась в стадии формирования Варшавская моторизованная бригада.
Немецкие легкие танки несли большие потери в ходе боев с польскими войсками, несмотря на то, что те испытывали острую нехватку противотанковых средств. Так, 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии при прорыве пограничных укреплений, которые обороняла Волынская кавалерийская бригада, потерял за несколько часов 11 Pz.I от огня 37-мм противотанковых орудий "Bofors" wz.36 и противотанковых ружей. Весьма эффективными оказались даже танкетки, когда им удавалось из засады обстреливать бронебойными пулями бензобаки и моторное отделение. Если же Pz.I попадал под огонь 75-мм польской полевой пушки, стрелявшей прямой наводкой, шансов выйти "живым" практически не было. Целиться артиллеристам помогали яркие белые кресты и тактические номера, нанесенные на лобовую и бортовую броню немецких танков.
Польские танкисты сражались с отчаянием обреченных и не раз наносили тяжелые потери немецким танковым частям. Самыми опасными противниками являлись танки 7ТР. 5 сентября 1939 года польские войска предприняли несколько сильных контратак около города Петркув-Трыбунальски. В ходе этих боев один 7ТР из 2-го танкового батальона уничтожил пять Pz.I. Самое крупное танковое сражение во время Польской кампании произошло 18 сентября возле Томашева-Любельского - только с польской стороны в нем участвовало около 80 танков и танкеток.
Наибольшие потери Pz.I понесли во время осады Варшавы, когда 4-я танковая дивизия была втянута в ожесточенные уличные бои и за один день потеряла половину своих танков (60 из 126). В общей сложности за месяц боевых действий в Польше немцы потеряли более 300 танков Pz.I. По немецким данным, безвозвратные потери составили 89 машин.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А, Норвегия, апрель 1940 года
В начале апреля 1940 года немецкие войска напали на Данию и Норвегию - началась операция "Везербунг". В операции участвовал 40-й отдельный танковый батальон (Panzer Abteilung zur beson-derer Vervendung 40). Батальон был создан 8 марта 1940 года и состоял из трех рот. К моменту начала боевых действий в нем насчитывалось 69 танков - из них сорок два Pz.I и шесть Pz.Kl.Bf.Wg.
9 апреля 1940 года 1-я и 2-я роты пересекли вместе с остальными частями вермахта датскую границу, в то время как 3-я направлялась к берегам Норвегии на борту транспортных кораблей. К месту назначения добрались только две машины: Panzerkampfwagen I и Pz.II, остальные ушли на дно вместе с судном после атаки английской подводной лодки. 20 апреля в Осло прибыли 1-я и 2-я роты.
40-й батальон поддерживал 164-ую пехотную дивизию, наступавшую в Центральной Норвегии в районе озера Мьёса. Хотя французы применяли несколько R-35, танковых столкновений во время этих боев не произошло. Точных данных о потерях батальона нет, но возможно, что их доля составила 25% от общего числа задействованных машин (15 из 69). После операции "Везербунг" 40-й танковый батальон находился в Осло. Зимой 1942 года его перевели в Финляндию.
10 мая 1940 года к началу кампании на Западе в эксплуатации еще находилось 1214 танков Pz.I. В развернувшемся наступлении участвовало 523 танка и около 90 командирских машин. Большая их часть была сосредоточена в танковых дивизиях группы армий "В" генерал-полковника фон Бока, наносивших удар по Бельгии и Голландии - 3-я, 4-я и 9-я дивизии располагали 380 Pz.I. Танковые соединения армейской группы "А", находившейся под командованием генерал-полковника фон Рундштедта, имели относительно немного таких машин. Только 5-я танковая дивизия насчитывала 140 Pz.I, в остальных дивизиях их число не превышало 30 единиц.
Первое крупное танковое сражение произошло 12-13 мая 1940 года около Намюра, где 3-я и 4-я немецкие танковые дивизии встретились с французской механизированной бригадой. Французы применили большое количество танков S-35 и Н-35, которые нанесли чувствительные потери корпусу Гепнера. В сражении было подбито 64 Pz.I. Французские танки превосходили все типы немецких машин по бронированию, вооружению, но в то же время существенно проигрывали им в скорости.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B на улицах Парижа, июнь 1940 года
Французское командование распылило все бронетанковые силы по пехотным дивизиям, придерживаясь военной доктрины времен первой мировой войны, и не смогло адекватно реагировать на стремительное продвижение мобильных частей вермахта. Французские танки еще не раз пытались остановить врага, проведя десятки контратак. Особенно сильное впечатление на немецких танкистов произвела атака французской бронетанковой дивизии 10 июня 1940 года, когда они столкнулись с большим количеством тяжелых В-1bis. Входе боя немцы лишились более 100 машин (в т.ч. около 40 Pz.I). 11 июня сложилась похожая ситуация - на поле битвы неподвижно застыли 35-40 немецких танков. В этих сражениях впервые отличился генерал де Голль. Но французы медлили и не сумели развить свой первоначальный успех. Немцы тем временем подтянули тяжелую артиллерию, бросили в бой пикирующие бомбардировщики и быстро переломили ситуацию. 25 июня Франция пала.
За шесть недель боев немцы потеряли 182 танка Pz.I.
В Балканской кампании Pz.I применялся в очень незначительном количестве в составе 2-й, 5-й и 11-й танковых дивизий. Оборона югославских войск была прорвана уже в первый день наступления, а через неделю были подавлены все серьезные очаги сопротивления. Греческая армия сражалась более упорно, но потери, понесенные во время боев с итальянцами, и общая неблагоприятная стратегическая обстановка вскоре привели греков к полному поражению. Сведений о боевых потерях среди Pz.I нет, лишь в мемуарах некоторых немецких офицеров встречаются упоминания о машинах, вышедших из строя по техническим причинам.
В конце марта 1941 года в Северной Африке развернули наступление немецко-итальянские войска под командованием генерала Роммеля. Гитлер и командование вермахта основное внимание в это время уделяли подготовке операции "Барбаросса", поэтому танковый парк немецкого Африканского корпуса оставлял желать лучшего.Pz.I, воевавшие в североафриканской пустыне, оснащались большими фильтрами и улучшенной системой вентиляции.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А в Северной Африке, весна 1941 год
В мае 1941 года один Pz.I Ausf.A (по некоторым данным несколько) был превращен в огнеметный танк. В башне с правой стороны вместо одного из пулеметов установили ручной пехотный огнемет "Flammenwerfer" 40, позволявший производить 12 выстрелов на дистанции до 25 м. Машина участвовала в осаде Тобрука.
22 июня 1941 года немцы бросили против Красной Армии 410 танков Pz.I. Правда, в частях первой линии действовало только немногим более 70 боевых машин. Еще 245 танков находились в ремонте или проходили переоборудование. Немецкие легкие танки могли вести бой на равных только с такими советскими машинами, как Т-37, Т-38 и Т-40. В остальных случаях могли выручить лишь скорость и мастерство экипажа.
К концу 1941 года практически все Pz.I, задействованные на Восточном фронте, были уничтожены. В 1942 году боевые потери среди Pz.I составили около сотни машин. Вскоре их сняли с вооружения и вывели из состава полевых частей.
Большую часть направили в Германию для подготовки танкистов, остальные переделали в машины снабжения и технической помощи. Некоторые продолжали службу в полицейских войсках, боровшихся с партизанами.
Башни многих Pz.I использовались как неподвижные огневые точки на фортификационных сооружениях до конца войны. По состоянию на 26 марта 1945 года в составе линий береговой обороны и различных укрепрайонов находилось 363 танковые башни Pz.I, вооруженные одним пулеметом (в Дании - 97, в Италии - 91, на "Атлантическом валу" - 143, на Восточном фронте - 32), и 260 башен с двумя пулеметами (в Дании - 20, на Западе - 3 и на Востоке - 237).
В 1941 - 1942 гг. трофейные танки Pz.I использовались и в Красной Армии. Предпринимались даже попытки их модернизации.
Танки Pz.Kpfw.I в музеях стран мира
Pz.Kpfw.I Ausf.А в Норвежском музее
Pz.Kpfw.I Ausf.А в Испании
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B в музее США
"Panzerkampfwagen" I (Sd.Kfz.101)легкий танк Pz.IТанк был разработан фирмой "Крупп" в 1933 г. и после испытаний был принят на вооружение вермахта в июле 1934 г. Танк был выполнен по следующей компоновочной схеме: силовая установка располагалась сзади, в средней части со смещением вправо от продольной оси танка была установлена башня с вооружением, а слева находилось место механика-водителя. Силовая передача и ведущие колеса располагались спереди. В качестве двигателя использовался карбюраторный двигатель воздушного охлаждения. Вооружение состояло их двух спаренных 7,92-мм пулеметов, установленных в общей маске. Наведение пулеметов на цель осуществлялось совместно, спуск - раздельно. В 1935 г. танк был модернизирован. В ходе модернизации была изменена ходовая часть и установлен более мощный шестицилиндровый двигатель. Это позволило несколько повысить скорость движения танка. Модернизированный танк получил обозначение Т-I/В в отличие от первоначальной модификации, получившей обозначение Т-I/А. Опыт использования танков Т-I обоих модификаций в ходе гражданской войны в Испании показал, что бронирование и вооружение этих машин слишком слабое. Поэтому в 1938 г. производство танка Т-I/В прекратили, но его шасси выпускалось до 1941 г. и использовалось для создания самоходных артиллерийских установок и командирских машин.
Легкий танк "Panzerkampfwagen" I составлял основу парка немецких танковых войск во время захвата Польши в сентябре 1939 года и французской кампании в мае-июне 1940 года. В меньших количествах этот танк фашисты использовали на Балканах (1941), в Северной Африке и на Восточном фронте (1941-1942). После того, как на вооружение немецкой армии приняли новые, более совершенные машины, танки PzKpfw I были направлены для выполнения вспомогательных функций и подготовки личного состава.
Из истории создания легкого танка Pz I
Версальский договор (1919) накладывал на Германию большие ограничения в области вооружений, в том числе было полностью запрещено производить танки, бронеавтомобили и формировать танковые войска. Согласно Версальскому договору Германия могла иметь только ограниченное количество бронемашин, предназначенных для полиции.
Немцы не обременяли себя соблюдением условий Договора. Вопреки запрету велись секретные работы в области организации и тактики танковых войск и подготовки кадров. Кроме того, немцы приступили к проектированию и постройке моделей новых танков. В 1925 году фирмы "Rheinmetall-Bozing", "Krupp" и "Daimler-Benz" получили от Управления вооружений Рейхсвера заказ на разработку нового типа тяжелого танка. Этот проект получил условное обозначение "Grosstraktor" ("большой трактор"). При этом создавалось впечатление, что работы ведутся над сельскохозяйственной или дорожной машиной. В 1928 году провели ходовые испытания прототипов танков фирм "Krupp" и "Rheinmelall-Borzing". В следующем году на танковом полигоне "Кама" около Казани (СССР) провели цикл испытаний танка фирмы "Daimler-Benz".
В то же самое время были построены опытные образцы легкого танка, названного соответственно "Leichttraktor" ("легкий трактор") и самоходной артиллерийской установки, созданной на шасси гусеничное тягача WD (Rheinmetall-Borzing) и вооруженной пушкой калибра 77-мм. Ни одна из машин не удовлетворила требованиям заказчика, поэтому начались работы над следующими прототипами.
В 1931 году генерал-майор Освальд Лутц, инспектор автомобильных войск Рейхсвера, выдвинул проект формирования в будущем больших танковых частей, признавая при этом, что результаты всех предыдущих попыток создать танк не привели к ожидаемым результатам. Под влиянием взглядов начальника своего штаба подполковника Гейнца Гудериана, Лутц приказал разработать модель легкого танка массой около 5000 кг, с тем, чтобы получив свободу в военных вопросах, то есть разорвав Версальский Пакт, можно было с помощью этих машин немедленно приступить к подготовке личного состава. До тех пор подготовка будущих танкистов шла на деревянно-картонных макетах, установленных на шасси легковых автомобилей "Наnomag" 25 PS, "Opel" 24 и Adler "Standard" 6.
Прототип танка PzKpfw I - LKA фирмы "Крупп".
Заказ на разработку легкого танка был выдан четырем фирмам: "Daimler-Benz", "Rheinmetall-Borzing", "MAN" (Maschinenfabrik Augsburg-Nuerenberg) и "Krupp". К тому времени фирма Круппа уже располагала готовым проектом "маленького трактора " LKA, сконструированного инженерами Хогельлёхом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert). Новый танк получил дезинформирующее название Landwirtschaftlicher Schlcpper - LaS ("сельскохозяйственный тягач"). Первый прототип был закончен в июле 1932 года. При постройке шасси применили технические решения, использованные в конструкции английскою легкого танка Carden Loyd Mk VI (два шасси этого танка в 1929 году Советский Союз закупил у Англии и небесплатно продемонстрировал их немцам). Летом 1933 года первые пять шасси LaS, которые были немного модифицированы по сравнению с LKA опробовали на полигоне в Куммерсдорфе. Отличия нового шасси заключалось в использовании продольной балки, соединявшей три опорных катка с направляющим колесом и установки трех поддерживающих катков. Корпус и башню разработала фирма Daimler-Benz. Пять фирм: "Krupp-Grusson","MAN", "Daimler-Beriz", "Henschel" и "Rheinmctall-Borzing" - изготовили по три прототипа. Первые шасси, обозначенные как I LaS Ktupp, изготовили к концу 1933 года на фирме "Krupp-Grusson". Следующую партию шасси выпустила фирма "Henschel" в феврале 1934 года. Первые 15 танков были полностью укомплектованы в конце апреля 1934 года.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.
В сентябре 1934 года танки 1 LaS "Krupp" были переданы "Kraftlehr Kommando Zossen" (Учебная группа автомобильных войск в Цоссене), состоявшей из трех рот. В дальнейшем группу преобразовали в 1-й танковый полк. В Ордфуре подобным же образом был сформирован 2-й танковый полк. Летом 1935 года эти части принимали участие в учениях около Мюнстера, впервые продемонстрировав машину.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.A.
Вскоре танк 1 LaS "Krupp" сменил название на Pz.Kpfw.l Ausf.A. В это же время была принята и сквозная система обозначений для всех подвижных средств Вермахта - "Kraftfahrzeuge Nummer-sustem der Wermacht". По этой системе танк Pz.l и его последующие модификации имели номера от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sd.Kfz. - "Sonderkraftfahrzeug" - машина особого назначения, спецмашина), а командирский вариант - Sd.Kfz.265. Всего было выпущено 477 танков Pz.Kpfwl Ausf.A (349 - на заводах "Henschel"и 128 - на заводах "MAN").
Танк Sd.Kfz. 101 Pz.Kpfw I Ausf. A.
Эксплуатация показала, что танки версии Pz.Kpfw.l Ausf.A. нуждаются в модернизации, главным образом, в замене силового агрегата. Мощности 57-сильного двигателя "Krupp" М305 недостаточно. Не помогла и осуществленная в опытном порядке установка на танк Pz.l Ausf.A дизельного двигателя "Krupp" М601 мощностью 60 л.с. при 2200 об/мин. Проблему удалось решить, смонтировав на машину шестицилиндровый бензиновый мотор "Maybach " NL38TR мощностью 100 л.с.
Этот мотор был заметно больше прежнего, поэтому пришлось удлинить корпус на 400-мм. В результате в ходовой части появилась еще одна пара опорных катков, а ленивец был немного приподнят над уровнем земли. Кроме того, изменились задняя стенка и крыша моторно-трансмиссионного отделения. Выхлопную трубу вывели через задний борт, в отличие от Pz.l Ausf.A, имевшего две выхлопные трубы по бортам.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.
На машинах первых серий использовались пулеметы MG-13, которые позже заменили на более современные MG-34. С 1936 года боезапас увеличили до 90 магазинов. Танк получил новую приемопередающую радиостанцию Fu5. Запас топлива увеличился на 2 л. При этом его расход, по сравнению с Pz.l Ausf.A, возрос со 100 л до 125 л на 100 км. Во всем остальном обе модификации были практически идентичными.
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.
Производство танков модификации "В" велось на заводах "Henschel", "Krupp-Gruson" в Магдебурге, а с 1936 года и на заводах "MAN" в Нюренберге и "Wegmann" в Касселе. Их выпуск продолжался до середины 1937 года. За это время было изготовлено 1016 танков Pz.l Ausf.B, а фирмой "Wegmann" в 1938 году еще 22 корпуса. Из-за малой надежности на дальние расстояния танки перевозились на автомобилях. Для этого в Германии разработали несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8,8 - 9,5 т. Наиболее массовыми были "Bussing-NAG" 900 и 900А, "Faun" L900D567. Для транспортировки танков использовались и трофейные машины: чешские "Skoda" 6VTP6-T и "Skoda" 6К, "Tatra" Т81, французские "Laffli" S45TL, "Bernard" и "Willeme".
Танк Sd.Kfz.101 Pz.Kpfw I Ausf.B.
Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы Sd.Anh.115 грузоподъемностью 8000 кг и Sd.Anh.116 грузоподъемностью 22 т (Sd.Anh. - Sonder Anhanger -специальный прицеп). В качестве буксировщиков для них применялись тяжелые колесные тягачи типа "Hanomag" SS100 или полугусеничные 18-тонники Sd.Kfz.9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже восьми- и пятитонными тягачами.
Полугусеничный 18-тонный тягач Sd.Kfz.9 фирмы "Famo" - "schwere Zugkraftwagen" 18t "FAMO"
Производство танков Pz.Kpfw.I
Некоторое количество машин не имело бронекорпусов и использовалось в учебных целях, поэтому существует разница в количестве произведенных шасси и корпусов. Число башен меньше числа корпусов, поскольку часть машин была выпущена в качестве безбашенных машин управления. Несколько танков были переоборудованы под тягачи артиллерийских систем калибра 75-мм и 105-мм.
Легкий танк Pz.l имел компоновку, ставшую впоследствии классической для германского танкостроения. Трансмиссионное отделение, ведущие колеса гусеничного движителя располагались в носовой части корпуса. За ним находилось отделение управления, совмещенное с боевым; механик-водитель размещался слева, башенный стрелок - справа. Моторное отделение занимало кормовую часть корпуса.
Корпус танка сваривался из катанных листов хромоникелевой стали. Для посадки механика-водителя предназначался двухстворчатый люк в левой части подбашенной коробки. Экипаж мог вести наблюдения за местностью через три смотровые щели, расположенные в бортах корпуса и закрывавшиеся броневыми крышками. У механика-водителя, кроме того, имелся специальный прибор наблюдения со стеклоблоками триплекс.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Управление танком осуществлялось с помощью педалей сцепления, акселератора и тормоза, а также двух рычагов, связанных с бортовыми фрикционами.
Напротив сиденья находилась приборная панель механика-водителя с датчиком температуры масла, тахометром, проградуированным от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин, и спидометром со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче - не более 5 км/ч, на второй - 11, на третьей - 20, на четвертой - 32 и на пятой - 42 км/ч.
Башня - сварная, с диаметром погона в свету 911-мм, смещенная к правому борту корпуса - приводилась во вращение ручным механизмом поворота, располагавшемся слева (Pz. IA) или справа (Pz.lB) от маск-установки пулеметов. В крыше башни имелся большой люк с одностворчатой крышкой для посадки командира танка (он же - башенный стрелок). В крышке люка имелся маленький круглый лючок для флажковой сигнализации, а в стенках башни - четыре лючка для наблюдения с броневыми крышками (в двух из них прорезаны смотровые щели). Сиденье командира вращалось вместе с башней, полик боевого отделения отсутствовал.
Внутренний вид башни танка Pz.l Ausf.А
Вооружение танка состояло из двух пулеметов "Dreyse" MG-13 калибра 7,92-мм. (Pz.lA и Pz.lB первых серий) или "Rheinmetall-Borsing" MG-34 (Pz.lB поздних выпусков). Скорострельность пулеметов 680 и 825 выстр./мин соответственно.
Боекомплект состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами размещалась в башне, остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) - в корпусе. С 1936 года боекомплект увеличили до 2250 патронов (90 магазинов).
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Пулеметы устанавливались в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. На танке Pz.l Ausf.B спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни справа от него. При этом стрелок вел огонь "по-македонски", то есть правой рукой - из правого пулемета, а левой - из левого. Угол возвышения пулеметов + 18°, склонения -12°. Маска могла фиксироваться в горизонтальном положении. Танк был оборудован телескопическим прицелом "Zeiss" TZF 2.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Двигатель и трансмиссия.
На танке Pz.l Ausf.A устанавливался двигатель "Krupp" М305, 4-цилиндровый, карбюраторный, горизонтально-оппозитный, воздушного охлаждения, мощностью 57 л.с. (42 кВт) при 2500 об/мин. Диаметр цилиндра 90-мм, ход поршня 130-мм. Рабочий объем 3460 см3.
Топливо - этилированный бензин с октановым числом 76. Емкость двух бензобаков, находившихся в задней части моторного отделения по обеим сторонам двигателя - 144 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе - 100 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEP.
Танк Pz.l Ausf.B оснащался 6-цилиндровым, карбюраторным, рядным двигателем жидкостного охлаждения "Maybach" NL 38TR мощностью 100 л.с. (73,6 кВт). Диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 100 мм. Рабочий объем 3791 см3.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А
Емкость двух бензобаков, располагавшихся в моторном отделении справа от двигателя - 146 л. Расход топлива на 100 км - 125 л. Карбюратор марки "Solex" 40 JEF II. Трансмиссия состояла из карданной передачи двухдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, механизма поворота, бортовых фрикционов, передач и тормозов.
Коробки передач ZF "Aphon" FG35 (Ausf.A ) и "Aphon" FG31 (Ausf.B ) — механические, пятискоростные (5 + 1).
Ходовая часть танка Pz.l Ausf.A, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков диаметром 530-мм и одного необрезиненного опорного катка, несколько большего диаметра, выполнявшего роль ленивца.
Ленивец Pz.Kpfw.I Ausf.А
Передний каток имел индивидуальную подвеску на спиральной пружине, остальные были сблокированы попарно на продольной внешней балке и подвешены на листовых четвертьэллип-тических рессорах. Поскольку корпус Pz.l Ausf.B был длиннее на 400-мм, в ходовую часть добавили пятый опорный каток, а ленивец подняли с грунта. Число поддерживающих катков колебалось от трех (Pz.lA) до четырех (Pz.lB). Ведущее колесо переднего расположения. Гусеница мелкозвенчатая, двухгребневая, шириной 280-мм.
Шасси танка Pz.l Ausf.B.
Электрооборудование выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosch" GTL 600/12-1200 мощностью 0,6 кВт либо "Bosch" RRCN 300/12-300 мощностью 0,3 кВт. Аккумуляторов у Ausf.B — два, емкостью 105 Ампч.
Танки модификации "А" оснащались радиоприемником Fu2, а модификации "В" - приемопередающей радиостанцией Fu5. Кроме того, во всех машинах имелся комплект сигнальных флажков и ракетница. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.
Тактико-технические характеристики танка Pz.Kpfw.I
Ausf .А
Боевая масса, т 5,4
Экипаж, чел. 2
Габаритные размеры, мм:
длина 4020
ширина 2060
высота 1720
клиренс 250
Толщина брони, мм/угол наклона:
лоб корпуса 13/22°
борт, корма 13/22°
днище 6/190°
крыша 6/90°
лоб башни 13/10°
борт, корма 13/22°
Максимальная скорость движения
по шоссе, км/ч: 57
Запас хода, км:
по шоссе 145
по местности 100
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. 30
ширина рва, м 1,4
высота стенки, м 0,36
глубина брода, м 0,58
Длина опорной поверхности, мм 2470
Удельное давление, кг/см2 0,4
Удельная мощность, л.с./т 11,1
Ausf.В
Боевая масса, т 5,8
Экипаж, чел. 2
Габаритные размеры, мм:
длина 4420
ширина 2060
высота 1720
клиренс 290
Толщина брони, мм/угол наклона:
лоб корпуса 13/22°
борт, корма 13/22°
днище 6/190°
крыша 6/90°
лоб башни 13/10°
борт, корма 13/22°
Максимальная скорость движения
по шоссе, км/ч: 40
Запас хода, км:
по шоссе 140
по местности 115
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. 30
ширина рва, м 1.4
высота стенки, м 0,36
глубина брода, м 0,58
Длина опорной поверхности, мм 2440
Удельное давление, кг/см2 0,42
Удельная мощность, л.с./т 17,2
Боевое применение танков Pz.Kpfw.I
На начальном этапе создания германских бронетанковых войск предполагалось наладить в течение двух лет массовое производство легких танков (Pz.I, Pz.II) и на их базе сформировать костяк моторизованных частей. Параллельно с обучением экипажей машин планировалось закончить разработку и развернуть выпуск средних танков (Pz.III, Pz.IV), которые в конечном итоге должны были составить основу танковых соединений. Но в реальности события развивались по другому сценарию. Немецкая тяжелая промышленность еще не оправилась в полной мере от последствий первой мировой войны, ограничений Версальского договора и не смогла оперативно справиться с поставленными перед ней задачами. Не получалось производить в достаточном объеме Pz.II. Поэтому Pz.I, кроме того, что он стал "танком-первенцем", поступившим на вооружение "Panzerwaffe", пришлось еще долгое время составлять большую часть танкового парка Германии.
В 1934 году начались поставки боевых машин в войска и появились первые танковые части. Во многом этому способствовала деятельность нового военного министра генерала Бломберга и генерала Рейхенау, возглавлявшего канцелярию военного министерства. Они придерживались современных военных взглядов и хорошо понимали то значение, какое предстоит сыграть танкам в недалеком будущем. Гитлер тоже, в свою очередь, проявлял неподдельное внимание к новому, динамично развивающемуся роду войск. В конце 1934 года рейхсканцлер присутствовал на показательном выступлении механизированных подразделений вермахта.
Гейнц Гудериан рассказывал об этом в своей книге "Воспоминания солдата":
"Я показал Гитлеру мотоциклетный взвод, противотанковый взвод, взвод учебных танков Pz.I, взвод легких и взвод тяжелых бронемашин. Быстрота и точность действий, проявленные нашими подразделениями во время своего движения, произвели на него большое впечатление, и он воскликнул: "Вот это то, что мне и нужно!"
После этого события стали развиваться форсированными темпами. К середине октября 1935 года Германия уже обладала тремя танковыми дивизиями. 95% материальной части соединений были укомплектованы танками Pz.I, остальные 5% приходились на долю Pz.II, производство которого в 1935 году еще только набирало обороты.
Боевой дебют Pz.I состоялся в годы гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.), когда Италия и Германия с первых дней мятежа стали оказывать военно-техническую помощь генералу Франко. Гитлер и немецкое военное руководство решили воспользоваться благоприятным моментом. С одной стороны - благородная помощь испанским националистам, борющимся против угрозы леворадикального и коммунистического режима, а с другой - прекрасная возможность испытать технику и отработать в настоящих боевых условиях тактику ведения современного боя. По прямому указанию фюрера был создан "добровольческий» легион "Kondor", в состав которого вошли немецкие военнослужащие и техника, действовавшие на стороне франкистов.
В октябре 1936 года легион получил первые девять танков Pz.IA, и уже к концу месяца около Толедо была сформирована механизированная группа "Drohne" под командованием майора Риттера фон Тома. В состав группы входили 88-й танковый батальон, состоявший из двух рот (по три взвода в каждой), и подразделения поддержки (отделение противотанковой артиллерии, огнеметное отделение, автотранспортная секция и ремонтная мастерская). Каждая танковая рота насчитывала 18 боевых машин. Боевую технику обслуживали 180 немецких солдат и офицеров (из 6-го танкового полка), прибывших в Испанию в качестве "туристов".
Первоначально планировалось, что немецкий персонал будет заниматься только инструктажем своих испанских коллег, но на деле самую ответственную и трудную работу пришлось выполнять немецким солдатам. Первая встреча с советскими танками Т-26, состоявшими на вооружении республиканцев, наглядно продемонстрировала полное превосходство этих боевых машин. 28 октября 1936 года Pz.IA поддерживали атаку кавалерии националистов и были контратакованы республиканскими танками. Немецкие танки с их тонкой броней и слабым вооружением оказались легкой мишенью для 45-мм орудий, стоявших на Т-26. С началом поставок Советским Союзом республиканцам БТ-5 положение еще больше осложнилось.
В декабре 1936 года в Испанию прибыла первая партия (19 машин) Pz.IB, и группу "Drohne" перебросили под Мадрид, где она принимала участие в штурме города, неся серьезные потери. Фон Тома объявил, что заплатит за каждый захваченный республиканский танк 500 песет. Этот шаг принес свои плоды. В марте 1937 года в состав группы "Drohne" была включена целая рота, полностью укомплектованная трофейными советскими Т-26.
Танки Pz.Kpfw.I Ausf.А на учениях
В августе 1937 года началась коренная реорганизация группы, ставшей к марту 1938 года испанской частью "Bandera de Carros de Combate de la Legion". В организационном плане она являлась частью испанского Иностранного легиона и состояла из двух батальонов: 1-й был вооружен немецкими легкими танками Pz.I (модификации "А" и "В"), 2-й - советскими Т-26. Батальоны участвовали в самых кровопролитных и ожесточенных сражениях 1938-1939 гг.: под Теруэлем и Брунете, на реке Эбро, в Каталонском прорыве.
В ходе боевых действий предпринимались попытки усилить огневую мощь немецких танков - на одной из машин 88-го батальона немцы увеличили высоту башни и установили итальянскую 20-мм зенитную пушку "Breda" model 1935. Республиканцы, в свою очередь, тоже переоборудовали несколько захваченных танков Pz.I, вооружив их французскими противотанковыми легкими 25-мм орудиями "Hotchkiss". Но эксперименты оказались неудачными, слишком страдала от перегрузки и без того не блиставшая надежностью ходовая часть.
Во время испанской войны погибло 7 немецких танкистов. В знак уважения заслуг и помощи, оказанной Франко и его сторонникам, личный состав танковых частей легиона "Kondor" принимал участие 19 мая 1939 года в параде франкистских войск, устроенном в Мадриде в честь победы.
Всего около 180 танков Pz.I (Ausf.A, Ausf.B и Kleiner Panzerbefehlswagen) принимали участие в боях в составе легиона "Kondor" и частей националистов. Некоторые из них продолжали службу в испанской армии вплоть до конца 40-х годов.
Танки Pz.I не отличались надежностью.
В марте 1938 года во время аншлюса Австрии Легкие немецкие танки не выдерживали длительных маршей и десятками выходили из строя. И это, учитывая качество австрийских дорог. 2-я танковая дивизия генерала Гудериана по пути в Вену (420 км) растеряла не менее трети своих машин (в основном Pz.I). Обочины шоссе были усеяны бронетехникой. Пришлось в срочном порядке улучшать систему работы эвакуационно-ремонтных служб, что было сделано незамедлительно. Результаты не заставили себя долго ждать.
В октябре 1938 года Гитлер при попустительстве Англии и Франции оккупировал Судетскую область, принадлежавшую Чехословакии. Особых проблем с танками не наблюдалось, благодаря тому, что большая их часть перевозилась на специально оборудованном для этих целей автотранспорте.
Еще в 1938 году командование вермахта пришло к выводу, что Pz.I морально и технически устарел и не может выступать в роли основного боевого танка, тем не менее, к началу второй мировой войны его доля в Panzerwaffe составляла почти 50%.
1 сентября 1939 года немецкие войска пересекли границу Польши. В первых эшелонах наступающих сил находились мобильные соединения, в их составе действовало 1445 танков Pz.I, причем в каждой дивизии их количество было различным.
Танки Pz.Kpfw.I Ausf.А в Польше, 5 сентября 1939 года.
Польская армия смогла выставить против захватчиков около 900 танков. Реально же из этого числа танками можно было назвать всего несколько сотен машин: 132 легких танка 7ТР, 102 FT-17 (машины времен первой мировой войны, некоторые из которых были модернизированы), примерно 50 R-35 и 3 Н-35, 38 6-тонных "Vickers". Остальная часть (574 машины) представляла собой танкетки (ТК и TKS). Поляки называли их легкими разведывательными танками. Танки действовали в составе легких танковых батальонов и рот, танкетки - в составе пехотных дивизий, кавалерийских бригад и небольших отдельных подразделений. Кроме того, существовала 10-я механизированная бригада и находилась в стадии формирования Варшавская моторизованная бригада.
Немецкие легкие танки несли большие потери в ходе боев с польскими войсками, несмотря на то, что те испытывали острую нехватку противотанковых средств. Так, 35-й танковый полк 4-й танковой дивизии при прорыве пограничных укреплений, которые обороняла Волынская кавалерийская бригада, потерял за несколько часов 11 Pz.I от огня 37-мм противотанковых орудий "Bofors" wz.36 и противотанковых ружей. Весьма эффективными оказались даже танкетки, когда им удавалось из засады обстреливать бронебойными пулями бензобаки и моторное отделение. Если же Pz.I попадал под огонь 75-мм польской полевой пушки, стрелявшей прямой наводкой, шансов выйти "живым" практически не было. Целиться артиллеристам помогали яркие белые кресты и тактические номера, нанесенные на лобовую и бортовую броню немецких танков.
Польские танкисты сражались с отчаянием обреченных и не раз наносили тяжелые потери немецким танковым частям. Самыми опасными противниками являлись танки 7ТР. 5 сентября 1939 года польские войска предприняли несколько сильных контратак около города Петркув-Трыбунальски. В ходе этих боев один 7ТР из 2-го танкового батальона уничтожил пять Pz.I. Самое крупное танковое сражение во время Польской кампании произошло 18 сентября возле Томашева-Любельского - только с польской стороны в нем участвовало около 80 танков и танкеток.
Наибольшие потери Pz.I понесли во время осады Варшавы, когда 4-я танковая дивизия была втянута в ожесточенные уличные бои и за один день потеряла половину своих танков (60 из 126). В общей сложности за месяц боевых действий в Польше немцы потеряли более 300 танков Pz.I. По немецким данным, безвозвратные потери составили 89 машин.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А, Норвегия, апрель 1940 года
В начале апреля 1940 года немецкие войска напали на Данию и Норвегию - началась операция "Везербунг". В операции участвовал 40-й отдельный танковый батальон (Panzer Abteilung zur beson-derer Vervendung 40). Батальон был создан 8 марта 1940 года и состоял из трех рот. К моменту начала боевых действий в нем насчитывалось 69 танков - из них сорок два Pz.I и шесть Pz.Kl.Bf.Wg.
9 апреля 1940 года 1-я и 2-я роты пересекли вместе с остальными частями вермахта датскую границу, в то время как 3-я направлялась к берегам Норвегии на борту транспортных кораблей. К месту назначения добрались только две машины: Panzerkampfwagen I и Pz.II, остальные ушли на дно вместе с судном после атаки английской подводной лодки. 20 апреля в Осло прибыли 1-я и 2-я роты.
40-й батальон поддерживал 164-ую пехотную дивизию, наступавшую в Центральной Норвегии в районе озера Мьёса. Хотя французы применяли несколько R-35, танковых столкновений во время этих боев не произошло. Точных данных о потерях батальона нет, но возможно, что их доля составила 25% от общего числа задействованных машин (15 из 69). После операции "Везербунг" 40-й танковый батальон находился в Осло. Зимой 1942 года его перевели в Финляндию.
10 мая 1940 года к началу кампании на Западе в эксплуатации еще находилось 1214 танков Pz.I. В развернувшемся наступлении участвовало 523 танка и около 90 командирских машин. Большая их часть была сосредоточена в танковых дивизиях группы армий "В" генерал-полковника фон Бока, наносивших удар по Бельгии и Голландии - 3-я, 4-я и 9-я дивизии располагали 380 Pz.I. Танковые соединения армейской группы "А", находившейся под командованием генерал-полковника фон Рундштедта, имели относительно немного таких машин. Только 5-я танковая дивизия насчитывала 140 Pz.I, в остальных дивизиях их число не превышало 30 единиц.
Первое крупное танковое сражение произошло 12-13 мая 1940 года около Намюра, где 3-я и 4-я немецкие танковые дивизии встретились с французской механизированной бригадой. Французы применили большое количество танков S-35 и Н-35, которые нанесли чувствительные потери корпусу Гепнера. В сражении было подбито 64 Pz.I. Французские танки превосходили все типы немецких машин по бронированию, вооружению, но в то же время существенно проигрывали им в скорости.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B на улицах Парижа, июнь 1940 года
Французское командование распылило все бронетанковые силы по пехотным дивизиям, придерживаясь военной доктрины времен первой мировой войны, и не смогло адекватно реагировать на стремительное продвижение мобильных частей вермахта. Французские танки еще не раз пытались остановить врага, проведя десятки контратак. Особенно сильное впечатление на немецких танкистов произвела атака французской бронетанковой дивизии 10 июня 1940 года, когда они столкнулись с большим количеством тяжелых В-1bis. Входе боя немцы лишились более 100 машин (в т.ч. около 40 Pz.I). 11 июня сложилась похожая ситуация - на поле битвы неподвижно застыли 35-40 немецких танков. В этих сражениях впервые отличился генерал де Голль. Но французы медлили и не сумели развить свой первоначальный успех. Немцы тем временем подтянули тяжелую артиллерию, бросили в бой пикирующие бомбардировщики и быстро переломили ситуацию. 25 июня Франция пала.
За шесть недель боев немцы потеряли 182 танка Pz.I.
В Балканской кампании Pz.I применялся в очень незначительном количестве в составе 2-й, 5-й и 11-й танковых дивизий. Оборона югославских войск была прорвана уже в первый день наступления, а через неделю были подавлены все серьезные очаги сопротивления. Греческая армия сражалась более упорно, но потери, понесенные во время боев с итальянцами, и общая неблагоприятная стратегическая обстановка вскоре привели греков к полному поражению. Сведений о боевых потерях среди Pz.I нет, лишь в мемуарах некоторых немецких офицеров встречаются упоминания о машинах, вышедших из строя по техническим причинам.
В конце марта 1941 года в Северной Африке развернули наступление немецко-итальянские войска под командованием генерала Роммеля. Гитлер и командование вермахта основное внимание в это время уделяли подготовке операции "Барбаросса", поэтому танковый парк немецкого Африканского корпуса оставлял желать лучшего.Pz.I, воевавшие в североафриканской пустыне, оснащались большими фильтрами и улучшенной системой вентиляции.
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.А в Северной Африке, весна 1941 год
В мае 1941 года один Pz.I Ausf.A (по некоторым данным несколько) был превращен в огнеметный танк. В башне с правой стороны вместо одного из пулеметов установили ручной пехотный огнемет "Flammenwerfer" 40, позволявший производить 12 выстрелов на дистанции до 25 м. Машина участвовала в осаде Тобрука.
22 июня 1941 года немцы бросили против Красной Армии 410 танков Pz.I. Правда, в частях первой линии действовало только немногим более 70 боевых машин. Еще 245 танков находились в ремонте или проходили переоборудование. Немецкие легкие танки могли вести бой на равных только с такими советскими машинами, как Т-37, Т-38 и Т-40. В остальных случаях могли выручить лишь скорость и мастерство экипажа.
К концу 1941 года практически все Pz.I, задействованные на Восточном фронте, были уничтожены. В 1942 году боевые потери среди Pz.I составили около сотни машин. Вскоре их сняли с вооружения и вывели из состава полевых частей.
Большую часть направили в Германию для подготовки танкистов, остальные переделали в машины снабжения и технической помощи. Некоторые продолжали службу в полицейских войсках, боровшихся с партизанами.
Башни многих Pz.I использовались как неподвижные огневые точки на фортификационных сооружениях до конца войны. По состоянию на 26 марта 1945 года в составе линий береговой обороны и различных укрепрайонов находилось 363 танковые башни Pz.I, вооруженные одним пулеметом (в Дании - 97, в Италии - 91, на "Атлантическом валу" - 143, на Восточном фронте - 32), и 260 башен с двумя пулеметами (в Дании - 20, на Западе - 3 и на Востоке - 237).
В 1941 - 1942 гг. трофейные танки Pz.I использовались и в Красной Армии. Предпринимались даже попытки их модернизации.
Танки Pz.Kpfw.I в музеях стран мира
Pz.Kpfw.I Ausf.А в Норвежском музее
Pz.Kpfw.I Ausf.А в Испании
Танк Pz.Kpfw.I Ausf.B в музее США