воскресенье, 7 октября 2018 г.

Самоходные гаубицы Второй мировой войны. Часть 14. Советские САУ

В СССР работы над созданием самоходных гаубиц велись еще в довоенный период. Однако единственной представительницей данного класса самоходных артиллерийских установок стала СУ-5, которая в середине 1930-х годов была выпущена очень небольшой серией. Еще несколько проектов самоходных гаубиц так и не вышли за стадию прототипов. К таким проектам относилась САУ СУ-14, вооруженная 203-мм гаубицей Б-4 образца 1931 года. А вот серийные советские САУ времен войны, вооруженные гаубицами, к примеру, СУ-122, являлись по факту штурмовыми орудиями и могли выполнять функции самоходных гаубиц лишь в ограниченном объеме. 

В довоенные годы в СССР велись также работы над созданием так называемого «среднего триплекса» -самоходных артиллерийских систем на базе среднего танка Т-28. На шасси танка планировалось установить 152-мм гаубицу, 203-мм мортиру и 76-мм пушку, которая могла бы использоваться и как зенитная, и как противотанковая. Данные проекты в конце 1930-х годов были рассмотрены в ГБТУ, но ни один из них не получил одобрения. Поэтому история САУ, базой для которых мог стать средний танк Т-28, достаточно быстро подошла к концу. 
В то же время проект самоходной артиллерийской установки СУ-14 был проработан гораздо более детально, было даже выпущены две опытные установки СУ-14-1 и СУ-14-2. Последняя отличалась наличием 152-мм орудия БР-2, размещенного в бронированной рубке. До наших дней сохранилась именно САУ СУ-14-2, которая представлена в коллекции бронетанкового музея в подмосковной Кубинке. 


СУ-14 во дворе завода № 185 (1934 год)

Задание по разработке средств механизации артиллерии большой и особой большой мощности было выдано Спецмаштресту еще 17 сентября 1931 года. Эскизные проекты были рассмотрены в июле следующего года и в целом получили одобрение. Прорабатывались два основных варианта: гаубичный с 203-мм орудием Б-4 и пушечный с 152-мм длинноствольным орудием БР-2. В качестве шасси для СУ-14 использовалось специальное шасси с использование узлов и агрегатов перспективного тяжелого танка (Т-35). Первое шасси было готово в мае 1934 года, однако из-за поломок трансмиссии, которую конструкторы заимствовали от среднего танка Т-28, доводка машины шла до конца июля. Дальнейшие испытания шли ни шатко, ни валко. Ломалась коробка передач, слетали траки, перегревался двигатель. В итоге САУ длительное время доделывалась, к примеру, 31 января 1935 года она получила главный фрикцион и коробку передач от тяжелого танка Т-35.

Эталонный образец боевой машины после всех переделок получил обозначение СУ-14-1. С апреля по сентябрь 1936 года он испытывался пробегом (порядка 800 км), а с 28 апреля по 29 ноября 1936 года и стрельбой на НИАПе. В качестве основного вооружения использовалась 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) с верхним станком, поворотным и подъемным механизмами без каких-либо переделок. Для прицельной стрельбы применялась панорама Герца. Скорострельность составляла приблизительно один выстрел раз в две минуты. Для облегчения процесса заряжания 203-мм гаубицы с грунта, а также подачи снарядов в кокорах (специальных люльках) САУ оснащалась двумя кранами (лебедками) грузоподъемностью до 200 кг. Стрельба велась только с места, при этом самоходка закреплялась на грунте при помощи двух сошников, имевших электрический и ручной привод гидроцилиндров.


Доводке уже построенных образцов до серийного производства помешали репрессии. Сначала был арестованы создатель гаубицы Б-4 и начальник КБ завода «Большевик», а затем главный конструктор и руководитель работ по проекту СУ-14 П. И. Сячинтов, который был расстрелян за контрреволюционную деятельность. После этого работы над САУ были свернуты и две построенных самоходки переданы на хранение военному складу №37 в Москве. К проекту вернулись вновь в 1939 году. Самоходки экранировали, они получил полностью закрытую бронерубку и вновь прошли испытания, после чего в сентябре 1940 года были переданы на хранение НИБТ Полигону. Данные самоходные установки даже приняли участие в боях осенью 1941 года в ходе битвы за Москву, они использовались в районе станции Кубинка для ведения огня закрытых позиций по наступающим немецким войскам. Это было единственное боевое применение данных опытных САУ в Великой Отечественной войне. 

СУ-122

Уже в ходе Великой Отечественной войны в СССР вернулись к вопросу постройки самоходной артиллерии. Так уже по результатам анализа первого полугодия боевых действий советские специалисты: как военные, так и инженерные работники очень высоко оценили эффективность немецких штурмовых орудий. 14-15 апреля 1942 года состоялся пленум артиллерийского комитета, на котором среди прочего обсуждался вопрос о разработке в стране безбашенного «штурмового танка». Еще одной причиной появления подобных проектов были серьезные потери материальной части Красной Армиейв 1941 году, а также оставление большого числа производственных мощностей и ресурсно-сырьевой базы. В этой связи безбашенные танки рассматривались как более простая в производстве замена обычным танкам. К примеру, разработанный конструкторами УЗТМ проект безбашенного танка У-33 на базе стандартной тридцатьчетверки был гораздо проще в производстве, отказ от башни позволил снизить трудоемкость изготовления на 27%.

19 октября 1942 года Государственный комитет обороны (ГКО) своим постановлением обязал УЗТМ и завод № 592 в срочном порядке разработать бронированную 122-мм самоходную гаубицу, предназначенную для подавления огневых точек, а также борьбы с танками противника. Уже к 29 октября того же года на основе ранее уже разработанных на УЗТМ проектов был готов новый проект САУ, получивший обозначение У-35. 


Государственные испытания новинки прошли на Гороховецком артиллерийском полигоне с 5 по 19 декабря 1942 года. По результатам испытаний самоходная артиллерийская установка У-35 была принята на вооружение под обозначением СУ-122. При этом данная боевая машина была так необходима на фронте, что список из 48 необходимых доработок конструкции решили проигнорировать. Первая серия СУ-122 пошла в производство «как есть», без устранения выявленных недостатков. Справедливости ради стоит отметить, что коллектив завода сумел ликвидировать большую их часть еще до конца 1942 года. Лишь предсерийная партия самоходок СУ-122, состоявшая из 10 боевых машин, имела «ломаную» лобовую часть, не оснащалась вентилятором и бронированием артиллерийского панорамного прицела, отличалась недостаточными размерами маски орудия. Серийные СУ-122, которые начали сходить с конвейера УЗТМ в январе 1943 года имели сплошную лобовую плиту, новую маску, которая исключала попадание осколков и пуль внутрь боевой рубки при повороте орудия, увеличенные топливные баки и другие улучшения. 

СУ-122 стала средней по массе советской самоходной артиллерийской установкой класса штурмовых орудий, с некоторыми ограничениями ее можно было использовать и как самоходную гаубицу. Данная машина стала одной из первых созданных в Советском Союзе САУ, которая была принята в крупносерийное производство. Стимулами к ее созданию стали необходимость дать советским танковым и механизированным частям мощное и главное высокомобильное средство огневой поддержки, а также необходимость максимального упрощения конструкции среднего танка Т-34 в очень тяжелых для страны условиях середины 1942 года. Выпуск данной САУ продолжался с декабря 1942 года по август 1943 года, когда в производстве ее сменил истребитель танков СУ-85, созданный на базе СУ-122. Всего за это время УЗТМ собрал 638 самоходок данного типа, включая опытный экземпляр. 

САУ СУ-122 имела ту же компоновку, что и все другие советские серийные самоходные установки периода Великой Отечественной войны, за исключением СУ-76. Полностью бронированный корпус делился на две части. Экипаж, 122-мм гаубица и боезапас располагались в передней части в броневой рубке, которая совмещала в себе и отделение управление, и боевое отделение. Силовая установка и трансмиссия находились в корме боевой машины. Три члена экипажа САУ располагались с левой стороны от орудия: впереди сидел механик-водитель, затем наводчик, и сзади них — заряжающий, два других члена экипажа — командир самоходки и замковый располагались справа от орудия. Топливные баки были размещены вдоль бортов САУ между шахтами узлов индивидуальной пружинной подвески, в том числе и в обитаемом пространстве самоходки. Это не лучшим образом сказывалось на взрывобезопасности, а также выживаемости экипажей СУ-122 в случае поражения машины вражескими снарядами. 


Основным вооружением самоходной артиллерийской установки СУ-122 стала модификация М-30С нарезной 122-мм дивизионной гаубицы образца 1938 года (М-30). При этом различия между качающимися частями буксируемого и самоходного вариантов были минимальными, они были вызваны необходимостью подгонки гаубицы под монтаж в стесненном боевом отделении САУ. 122-мм орудие устанавливалось на тумбовой установке, подкрепленной поперечной балкой справа от плоскости продольной симметрии самоходки. Данная гаубица имела ствол длиной 22,7 калибра, дальность ведения огня прямой наводкой составляла 3,6 км, максимально возможная дальность стрельбы — 8 км. Диапазон углов возвышения орудия составлял от −3° до +25°, сектор горизонтального наведения орудия был ограничен значением в 20 градусов.

Боекомплект самоходной установки СУ-122 составлял 40 (32-35 для ранних вариантов) выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Метательные заряды в гильзах и 122-мм снаряды были уложены вдоль бортов САУ, а также у задней стенки боевого отделения. Скорострельность 122-мм гаубицы М-30С составляла до 2-3 выстрелов в минуту. В состав боекомплекта самоходки могла быть включена почти вся номенклатура 122-мм гаубичных боеприпасов, однако чаще всего большую часть боекомплекта составляли осколочно-фугасные снаряды, а для борьбы с бронированными целями противника использовались кумулятивные боеприпасы. 

Ходовая часть СУ-122 была практически полностью и без изменений заимствована от среднего танка Т-34. Она состояла из 5 двускатных опорных катков большого диаметра с резиновыми бандажами, ленивца и ведущего колеса (применительно на каждый борт). Поддерживающие катки отсутствовали, так как верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки самоходки. Ленивцы с механизмом натяжения гусеницы размещались спереди, а ведущие колеса гребневого зацепления — сзади. 

САУ СУ-122 направляются на передовую у Нарвских ворот в Ленинграде.

Первые боевые испытания новых самоходок прошли с 3 по 12 февраля 1943 года. Целью данных испытаний стала отработка тактики применение СУ-122 в боевых условиях. Наиболее удачным вариантом было признано использование САУ для поддержки наступающих танков и пехоты огнем с коротких остановок, находясь на удалении 300-600 метров от них. Благодаря этому по ходу прорыва вражеской обороны они занимались подавлением выявляемых огневых точек противника, а затем могли отбивать танковые контратаки противника (однако 122-мм гаубица с раздельно-гильзовым заряжанием и низкой скорострельностью не особо этому способствовала). В ходе испытаний проводились также стрельбы с закрытых позиций, однако из-за позиционного характера боев данное применение было редким, огневая поддержка от имевшихся в наличии буксируемых дивизионных орудий была достаточной. 

В апреле 1943 года был принят штат для среднего самоходно-артиллерийского полка вооруженного САУ СУ-122. Данный штат был признан удачным и просуществовал до конца Великой Отечественной войны. Организационно полк состоял из 4-х батарей по 4 самоходки СУ-122 в каждой, а также одного командирского танка Т-34, который входил во взвод управления, в котором также имелся бронеавтомобиль БА-64.

Наиболее активно СУ-122 использовались на фронтах Великой Отечественной войны во второй половине 1943 года и в начале 1944 года. Но уже к апрелю 1944 года они стали редкими машинами в парке советской бронетехники (были потеряны в боях или списывались после выработки ресурса), а до конца войны в частях уцелели единичные экземпляры, которые, тем не менее, приняли участие в битве за Берлин. Чаще всего СУ-122 использовались в роли штурмовых орудий, случая ведения ими огня с закрытых позиций были довольно редкими. Обычно самоходки использовались для поддержки танков и пехоты, идя вместе с ними в атаку и подавляя огнем противотанковые орудия противника и уничтожая другие помехи наступлению. 


Тактико-технические характеристики СУ-122:
Габаритные размеры: длина корпуса — 6950 мм, ширина — 3000 мм, высота — 2235 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 29,6 т.
Бронирование — 15 (днище) — 45 мм (лоб и борта корпуса и рубки). 
Вооружение — 122-мм гаубица М-30С. 
Боекомплект — 40 снарядов.
Силовая установка — V-образный дизельный двигатель В-2-34 жидкостного охлаждения максимальной мощностью 500 л.с.
Максимальная скорость — 55 км/ч (по шоссе), до 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 600 км (по шоссе).
Экипаж — 5 человек. 

Источники информации:
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-14.htm
http://armedman.ru/tanki/1919-1936-bronetehnika/samohodnaya-artilleriyskaya-ustanovka-su-14.html#_-14-1
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/ussr/su-122.htm
Материалы из открытых источников

Взято тут

Комментариев нет :

Отправить комментарий