вторник, 31 января 2017 г.

СУ-76 американского производства

В отличие от многочисленных танков, самоходные установки в СССР по программе ленд-лиза поступали в ограниченном количестве. Исключением являются лишь Gun MotorCarriage T48, или СУ-57, созданные на шасси полугусеничных бронетранспортёров M3. Изначально их разработали в США по заказу англичан, но те ими практически не пользовались. Совсем по-иному Т48 приняли в СССР: всего сюда было поставлено 650 машин этого типа, они очень активно применялись и показали себя как эффективное противотанковое средство. Что же касается САУ на танковом шасси, то единственным западным образцом, который был принят на вооружение Красной армии, оказался американский истребитель танков Gun Motor Carriage M10, ныне широко известный под британским названием Wolverine.

На одном шасси с М4А2

История того, как Главное бронетанковое управление Красной армии (ГБТУ КА) впервые познакомилось с GMC M10, немного комична. Первой информацией об этой машине стала не разведывательная сводка, а письмо, посвящённое вопросам эксплуатации средних танков M4A2. 15 марта 1943 года заместитель начальника инженерного управления Наркомата внешней торговли полковник Хряев направил в ГБТУ письмо. В нем указывалось, что американский эксплуатационный центр разослал циркуляр об особенностях пользования блокировочными кнопками главного фрикциона. В руководство по эксплуатации танка M4A2 вкралась ошибка, что приводило к авариям. Именно в этом письме впервые упоминался «танк-истребитель М-10».

GMC M10 на НИИБТ Полигоне, сентябрь 1943 года. Хорошо видны крепления для дополнительной брони, которая, впрочем, так и не вешалась

суббота, 28 января 2017 г.

Охотничьи тропы "Тигра" с эмблемой – белым мамонтом

Немецкий тяжелый танк Panzerkampfwagen VI «Tiger I» по праву считается одной из легендарных боевых машин периода Второй мировой войны. Детища Эрвина Адерса, созданные фирмой «Хеншель», «Тигры» участвовали в боях на многих театрах военных действий и в большинстве значимых операций. Подробное освещение их боевого пути заведомо выходит за рамки статьи. Данный очерк посвящен основным этапам применения «Тигров», оставившим след в военной истории.

Начало боевого применения «Тигров» пришлось на 29 августа 1942 г., когда взвод танков 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона прибыл на Ленинградский фронт, на станцию Мга, что на юго-востоке от Ленинграда. В 10 утра они прибыли в расположение батальона, час спустя успешно атаковали советские позиции, и… тотчас же завязли в заболоченном грунте. Помимо этого, у одного танка вышла из строя коробка передач, у другого заглох двигатель. Под покровом ночи три поврежденных машины удалось эвакуировать, и они вернулись в строй после ремонта уже в середине сентября.
Их следующий бой обернулся чередой недоразумений. 16 сентября орудия трех «Тигров» были повреждены огнем советской артиллерии, однако броня держала удар. На болотистой местности подвела ходовая часть: танки вязли в грунте, их удавалось эвакуировать 18-тонными тягачами лишь с большим трудом. Участь одного из застрявших «Тигров» стала предметом переписки командира 502-го батальона майора Меркера со Ставкой вплоть до ноября. За это время на Ленинградский фронт успели прибыть остальные «Тигры», доведя общее количество машин с эмблемой батальона – белым мамонтом – до девяти.


Немецкие солдаты в заснеженном поле у танка Pz.Kpfv. VI «Тигр» (бортовой № 100) из состава 502-го батальона тяжелых танков, район Ленинграда. На заднем плане танк Pz.Kpfw. III

четверг, 26 января 2017 г.

Landsverk Leo и другие шведские танчики в погоне за Т-34

Весной 1941 года шведская армия сформировала требования на тяжёлый танк, боевая масса которого, впрочем, оценивалась всего в 20 тонн. Ответственная за разработку фирма Landsverk взяла за основу экспортный танк LAGO, разработав на его базе машинуLAGO II. 19 декабря 1941 года Landsverk получила заказ на 100 таких танков. Серийные машины получили официальное обозначение Strv m/42.Производство этих машин началось только в 1943 году. Несмотря на ряд «детских болезней», машина получилась вполне удачной. Тем не менее уже к середине 1943 года шведские военные, получив информацию о бронетехнике сражавшихся во Второй мировой войне стран, стали задумываться о дальнейшем усовершенствовании этого танка. В результате на свет появились такие интересные проекты, как Pricken, Leo и Lansen.

В погоне за Т-34

Статус нейтрального государства позволял Швеции торговать с обеими воюющими сторонами. Вместе с тем возможности получения сведений о новейших образцах зарубежной техники у шведов были ограниченными. По большому счёту, единственным относительно серьёзным источником такой информации была Финляндия. Помимо того, что Швеция сильно помогла финнам в Зимней войне, две страны периодически заключали сделки по продаже вооружения и военной техники.
К примеру, единственной гусеничной боевой машиной шведского производства, которая реально участвовала в мировой войне, стала зенитная самоходная установка Landsverk Anti II. Шесть таких машин было заказано финнами 25 апреля 1941 года, а попали к заказчику они в январе 1942 года. Стоит отметить, что ЗСУ Landsverk Anti II для шведской армии не выпускалась, она была чисто экспортной машиной.


Таким сотрудники Landsverk летом 1943 года видели модернизированный Strv m/42

вторник, 24 января 2017 г.

Шведские условно тяжелые танки

Принятый на вооружение шведской армии в начале 30-х годов лёгкий танк Landsverk L-10, известный также как Strv m/31, оказался во многом тупиковой ветвью танковой эволюции. Для своей весовой категории эта машина была достаточно дорогой и сложной. По ряду причин его выпуск задержался, и к 1934 году, когда шведская армия наконец получила свой первый L-10, шведские военные разочаровались в детище Отто Меркера. В результате серия ограничилась всего тремя экземплярами.

Принято считать, что в дальнейшем шведское танкостроение переключилось на создание более лёгкого танка Landsverk L-60, который позже превратился в Strv m/38. Но на самом деле фирма Landsverk продолжила работы и по «преемнику» L-10. Эта машина постепенно превратилась в средний танк Strv m/42, который сами шведы считали даже тяжёлым. Какова же история создания этой машины?

Чертежи на экспорт

Неудача L-10 в шведской армии заставила фирму Landsverk искать счастья за рубежом. Предлагаемый ею ассортимент проектов к 1934 году свёлся к четырём типам танков. Самым лёгким из них был двухместный танк-разведчик (L-100, позже L-120, боевая масса 3–4,5 тонны), за ним следовал более тяжёлый трехместный L-60 с боевой массой 5,5–7 тонн. Ещё более крупным был колёсно-гусеничный L-80, весивший в разные годы от 6,5 до 10,5 тонны.
Наконец, самым увесистым танком фирмы оставался L-10, который, как и его более лёгкие собратья, постепенно совершенствовался. Он был наиболее защищённым, имел самый большой экипаж (4 человека), но одновременно оказался и самым дорогим. По этой причине L-10 мало интересовал зарубежных заказчиков и на некоторое время ушел в тень.
Ситуация стала меняться после первого экспортного успеха Landsverk. В августе 1935 года на испытания вышли два Landsverk L-60, построенных по ирландскому заказу. Несмотря на то что в ходе испытаний один из танков сгорел, шведской новинкой заинтересовались. Осенью 1935 года танк осмотрели швейцарцы, а в конце 1936 года поступил заказ из Австрии. Разумеется, конструкторский коллектив Landsverk не почивал на лаврах. Взяв за основу удачную новинку, инженеры стали дорабатывать по её подобию и другие машины.
Танки Landsverk 80 и Landsverk L-100/L120 получили торсионную подвеску. Были переработаны их корпуса и башни, переделке подверглись двигатели и трансмиссия. Каким образом в то время переделывался L-10, неизвестно, но точно можно сказать, что от концепции четырёхместного танка на Landsverk не отказалась. В октябре 1936 года венграм показали некую машину среднего класса. Называлась ли она тогда L-10 или как-то иначе — вопрос остается открытым. Но в том, что это было развитие первого серийного шведского танка, сомнений нет.




Первый вариант среднего танка LAGO, чертеж S-248 от 11 октября 1938 года. Несмотря на общую внешнюю схожесть с Landsverk L-60, это совершенно другая машина

понедельник, 23 января 2017 г.

Шведский барабанщик или убить ИС-3

Шведская танковая промышленность во второй половине 40-х годов оказалась в довольно глубоком кризисе. С одной стороны, середина этого десятилетия здесь стала временем расцвета шведской самоходной артиллерии. Именно тогда шведская армия, наконец, стала получать штурмовые САУ, истребители танков и зенитные самоходные установки. А вот собственно танковая программа — забуксовала. После принятия на вооружение Strv m/42 шведским военным и конструкторам перестало везти с танками.PrickenLS 46, Leo — все эти проекты остались на бумаге. Попытки же построить новый танк боевой массой 25–30 тонн каждый раз наталкивались на самые разные проблемы. Впрочем, в начале 50-х годов выход из тупика наметился, что привело к появлению очень интересных проектов тяжелых танков — EMIL и KRV.

«Убить ИС-3»

Летом 1943 года шведские военные смогли изучить советский танк Т-34 в Финляндии. Он «спровоцировал» запуск программы разработки танка на замену Strv m/42. Время шло, прогресс в мировом танкостроении не стоял на месте. Особенно это касалось советского танкопрома. Место Т-34 в 1944 году занял Т-34–85, примерно в это же время на фронте появились тяжёлые ИС-2. Про них, кстати, шведы почти ничего не знали, по крайней мере, до конца войны.
После войны Швеция активизировалась в плане получения образцов бронетанковой техники разных стран. Начиная с 1947 года в страну начинает поступать бронетанковая техника Великобритании, США, благодаря связям с Францией шведы смогли приобрести некоторое количество немецких танков и САУ, включая тяжелый танк Tiger II. Благодаря изучению закупленной техники шведам удалось в значительной степени заполнить информационный вакуум, существовавший в годы войны.
Но даже новые шведские разработки заметно отставали на фоне иностранных танков последних лет Второй мировой войны. Например, 75-мм пушка с длиной ствола 50 калибров, которую предполагали использовать на танках Pricken и Leo, примерно соответствовала немецкой пушке 7.5 cm KwK 40 L/48. Она годилась, в лучшем случае, для борьбы со средними танками. Между тем еще 7 сентября 1945 года на Параде Победы в Берлине торжественно прошли строем советские тяжелые танки ИС-3. Их появление вызвало настоящий шок.

107 мм и прочие относительно альтернативные "закидоны"

При прочтении этой статьи, кому-то может показаться, что это не более чем «рекламный проспект на 107-мм гаубицу». Но это не совсем так. Если читать внимательно, то вполне можно обнаружить, что в статье заложено сразу несколько вполне реалистичных артиллерийских альтернатив

Поскольку во многих своих АИ статейках, я неизменно предпочитаю калибр дивизионных гаубиц именно 107 мм общепринятому 122 мм, думаю, пора более подробно изложить, чем он так меня привлёк и почему у меня столь резкая аллергия на 122-мм отечественную гаубицу М-30, про которую кто-то из советских маршалов сказал: «лучше её просто ничего и быть не может!»
А ведь может… ИМХО!
Начать придётся издалека – c царских ещё времён, когда в самом начале 20-го века, заказав Путиловскому заводу изготовить для опытов 42-линейную (107 мм) и 48-линейную (122 мм) гаубицы, командование русской армии по результатам испытаний выбрало последнюю, исходя из простецкого посыла получить орудие с максимальной боевой эффективностью, годное под буксировку упряжкой в 6 лошадей.
(Наша «старая-добрая» 122-мм гаубица – основное тяжёлое орудие стрелковых дивизий РККА 30-х)

четверг, 19 января 2017 г.

Измена 1941 года (часть 2)

начало тут
Выполнялись ли директивы Москвы?

Самым первым крупным пленением советских войск знамениты 3 и 10 армии Западного фронта, располагавшиеся в Белостокском выступе. Здесь же в составе 10 армии располагался самый мощный по числу и качеству танков, отлично обеспеченный автотранспортом 6-й мехкорпус генерала Хацкилевича. Располагались армии в приграничных укрепрайонах, в частности 10-армия опиралась на Осовецкий УР. В 1915 году русские войска в крепости Осовец прославили себя длительной героической обороной. Как бы сама история взывала к удержанию этого места.




Да и главные удары немцев прошли мимо этих армий. Танковая группа Гудериана двигалась через Брест и расположение 4 армии, Танковая группа Гота двигалась через расположение 11 армии на Вильнюс с поворотом на Минск. 25 июня когда 4-ая армия не сумела остановить противника под Слуцком, перехват дороги из Белостоцкого выступа на восток через Барановичи стал реальностью. Ровно в этот день 3 и 10 армии получают РАЗРЕШЕНИЕ командования Западного фронта на выход из укрепрайонов и отступление на восток. Ровно тогда, когда отступать уже поздно. Западнее Минска эти армии, большинство войск которых двигались в походных колоннах, оказываются перехвачены. Подвергаются жесточайшему разгрому авиацией и артиллерией на дорогах в походных колоннах. И именно здесь возникает ситуация первого массового пленения советских войск.

Измена 1941 года (часть 1)

Одним из наиболее загадочных моментов в истории нашей страны является 1941 год. Загадочным не только для нас, но и для солдат, прошедших через этот год. Год парадоксальный. Героизм защитников Брестской крепости, пограничников, летчиков, совершивших несколько воздушных таранов уже в первый день войны, - резко контрастируют со сдачей в плен масс красноармейцев. В чем проблема?


Контрасты 1941 года дают поводы для самых различных толкований случившегося. Одни говорят, что сталинские репрессии лишили армию нормального командного состава. Другие - о том, что советские люди не хотели защищать ненавистный им общественный строй. Третьи - о непреодолимом превосходстве немцев в способности вести боевые действия. Суждений много. И есть известная фраза маршала Конева, не ставшего описывать начальный период войны: «Врать не хочу, а правду все равно написать не позволят».

Понятно, что нечто хотя бы близкое к правде могли написать немногие. Рядовой, майор, полковник и даже строевой генерал видят не много. Картина в целом видна только из высоких штабов. Из штабов фронтов, из Москвы. Но мы опять таки знаем, что штабы фронтов плохо владели ситуацией, соответственно и в Москву поступали неполноценные сведения.

среда, 18 января 2017 г.

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемета Мадсена до КОРДа. Часть 6

Одной из последних разработок завода имени Дегтярёва является 12,7-мм крупнокалиберный пулемет КОРД. Данный пулемет выпускается в Коврове с 1998 года, серийное производство было налажено в 2001 году. Новый пулемет продолжает славные традиции ковровского оружия, которые были заложены еще первыми советскими крупнокалиберными пулеметами ДК и ДШК. Название нового крупнокалиберного пулемета расшифровывается следующим образом: «Ковровские оружейники-дегтярёвцы».


Пулемет был спроектирован в 1990-е годы в качестве замены пулемету НСВ («Утёс»), производство которого после развала Советского Союза оказалось частично в городе Уральске в независимом Казахстане. В качестве замены «Утёсу» в Коврове на Заводе имени Дегтярёва (ЗИД) был разработан новый крупнокалиберный пулемет с ленточным питанием под патрон 12,7х108 мм. КОРД предназначен для борьбы с легкобронированными и небронированными целями, а также огневыми средствами и скоплениями живой силой противника на дальностях до 1500-2000 метров, а также поражения низколетящих воздушных целей на удалении до 1500 метров.

Анализ использования крупнокалиберных пулеметов в боевых действиях конца XX века продемонстрировал, что при действиях в боевых порядках пехоты вес таких пулеметов не должен превышать 40 кг. Помимо этого была установлена необходимость в едином 12,7-мм пулемете, который можно было бы использовать как на бронетехнике и автомобилях, так и на вертолетах, а после снятия с них непосредственно в боевых порядках пехоты. При этом созданный в нашей стране пулемет КОРД стал первым в мире крупнокалиберным пулеметом, который позволяет вести огонь с сошек. В настоящее время это самый легкий полноценный пулемет калибра 12,7-мм во всем мире. К примеру, американский Browning M2 Heavy Barrel весит 58 кг (на треножном станке), но даже само тело этого пулемета весит 38 кг, что практически на 20% тяжелее, чем весит пулемет КОРД на сошках. Американский крупнокалиберный пулемет XM312, который легче КОРДа, нельзя назвать полноценным, так как его скорострельность составляет 260 выстр./мин (масса секундного залпа 207 г/сек против 520 г/сек у российского КОРДа).


К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемёта Мадсена до КОРДа. Часть 5

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемёта Мадсена до КОРДа. Часть 5

В 1949 году постановлением Совета Министров СССР оружейный завод в Коврове получил свое сегодняшнее названием Завод имени Дегтярёва (ЗиД), а спустя год из его состава в самостоятельное предприятия выделился еще один завод — №575 (Ковровский механический завод). При этом в послевоенные годы на предприятии постоянно осваивался выпуск новой продукции. В частности, здесь начали производить ракеты для противотанковых и переносных зенитных комплексов.

После завершения Второй мировой войны завод освоил выпуск пехотных пулеметов: РПД, РП-46, СГМ и ПКП, а также станковых и ручных гранатометов (РПГ-2, СГ-82), авиапушек (НР-23, НР-30, ГШ-23, ГШ-30-2), сигнальных пистолетов СП-81. С 1959 года в Коврове приступили к производству ракетного оружия. В частности, здесь собирались противотанковые комплексы «Шмель», «Малютка», «Фагот», «Фактория», переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-2» и «Игла», ЗУР «Стрела-10» и другие образцы вооружений. По заказу Минатома на ЗиДе выпускают уникальное оборудование, предназначенное для разделения изотопов урана, а для гражданского рынка — спортивные и дорожные мотоциклы марки «Восход» и «Ковровец». Для нужд МВД выпускаются гранатометы РГС-50 под нелетальные боеприпасы, а для нужд ВМФ России уникальные противодиверсионные гранатометы ДП-64 «Непрядва» и ДП-65 «Ожерелье».

Но история завода началась в свое время с производства пулеметов и неразрывно связана с ними и в настоящее время. Сегодня именно в Коврове на заводе имени Дегтярёва производят российский единый пулемет «Печенег». Данный 7,62-мм пулемет, созданный на базе ПКМ (пулемет Калашникова модернизированный), предназначен для поражения живой силы, транспортных и огневых средств противника, его воздушных целей. Пулемет был создан конструкторами ЦНИИТОЧМАШа, а его производством в настоящее время занимает ЗиД в Коврове.


Единый пулемет ПКП «Печенег» (6П41)

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемета Мадсена до КОРДа. Часть 4

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемета Мадсена до КОРДа. Часть 4

В предвоенные годы завод в Коврове, который сегодня носит имя ЗиД — Завод имени Дегтярёва, освоил в производстве первую в стране систему пулеметного вооружения. В 1927 году на вооружение был принят 7,62-мм ручной пулемет Дегтярёва (ДП), а затем его авиационный (ДА) и танковый (ДТ) варианты. Перед самой войной на вооружение был принят первый советский крупнокалиберный 12,7-мм пулемет ДШК (Дегтярёва — Шпагина). В годы войны, помимо данной продукции, в Коврове собирали пистолеты-пулеметы ППШ и ППД, авиационную пушку ШВАК и многие другие образцы оружия, которые по праву считаются оружием Победы.

Всего в годы войны завод выпустил и передал воющим на фронте частям 1 миллион 202 тысячи 481 единицу различного вооружения. При этом работники предприятия сражались с врагом на всех фронтах Великой Отечественной, более тысячи работников завода так и не вернулись с полей сражений. 16 сентября 1945 года за успешное выполнение заданий ГКО — Государственного Комитета Обороны по обеспечению Красной Армии пехотным и авиационным стрелковым вооружением завод был награжден орденом Ленина. При этом работы по созданию новых образцов автоматического оружия не прекращались здесь ни на минуту. В послевоенные годы завод постоянно осваивал новую продукцию. Новым пулеметом, запущенным в серийное производство, стал РПД — ручной пулемет системы Дегтярёва, на вооружении Советской Армии он оставался до середины 1960-х годов.

РПД — ручной пулемет системы Дегтярёва

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемета Мадсена до КОРДа. Часть 3

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемета Мадсена до КОРДа. Часть 3

В 1920-30-е годы за довольно короткий срок завод имени Дегтярева в Коврове смог превратиться в еще одну оружейную столицу нашей страны наряду с Тулой и Ижевском. При этом славу заводу во многом принесли его пулеметы. Уже во второй половине 1920-х годов конструктором Василием Алексеевичем Дегтярёвым здесь была создана первая в стране система пулеметного вооружения, состоящая из ручного пехотного, танкового и авиационного пулеметов, знаменитых ДП. Здесь же позднее были созданы первые в стране крупнокалиберные пулеметы ДК (Дегтярёва крупнокалиберный) и ДШК (Дегтярёва — Шпагина крупнокалиберный).

Эти пулеметы стали грозным средством борьбы с противником на земле, в воздухе и на море. У ДШК даже было своеобразное прозвище «Душка», которое дали ему бойцы исходя из аббревиатуры пулемета. Звучало миролюбиво, но на деле пулемет всегда был смертоносным оружием. Пулеметы ДШК и ДШКМ долгие годы оставались на вооружении советских и российских вооруженных сил, но постепенно были полностью заменены на более современные и совершенные крупнокалиберные пулеметы «Утес» и «КОРД».


Пулеметы ДК и ДШК

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемёта Мадсена до КОРДа. Часть 2

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемёта Мадсена до КОРДа. Часть 2

Завод в Коврове в тяжелое время Гражданской войны был спасен благодаря стараниям конструкторов Владимира Григорьевича Фёдорова и Василия Алексеевича Дегтярёва. И хотя попытка наладить на заводе выпуск датских ручных пулеметов системы Мадсена в 1917 году фактически провалилась, завод в Коврове был построен и должен был сказать свое веское слово в будущем. Уже в первые годы существования советской власти Фёдорову удалось наладить на предприятии выпуск первых отечественных автоматов своей конструкции — автоматов Фёдорова образца 1916 года. Всего их было выпущено более трех тысяч штук.

Выпуск автоматический винтовки Фёдорова калибра 6,5 мм открыл новую веху в истории завода. Предприятие удалось сохранить и вдохнуть в него жизнь, более того именно в Коврове было организовано первое в России проектно-конструкторское бюро (ПКБ) по проектированию автоматического оружия. Заслуги ковровцев в деле перевооружения Красной Армии в предвоенные годы и победе в Великой Отечественной войны известны и признаны. Именно в Коврове в тяжелые для страны годы трудились такие известные конструкторы-оружейники, как Г. С. Шпагин, П. М. Горюнов, C. В. Владимиров, Я. Г. Таубин. За достаточно короткое время ковровский завод стал таким же лидером в проектировании и производстве стрелкового оружия, как заводы в Ижевске и Туле. Именно здесь перед войной была создана первая система пулеметного вооружения, состоящего из пехотного (ДП), танкового (ДТ) и авиационного (ДА) пулеметов, знаменитые пулеметы Дегтярёва. Здесь же создавались первые в стране крупнокалиберные пулеметы ДК и ДШК, авиационные пулеметы и пушки (ШВАК), пистолеты-пулеметы (ППШ и ППД), противотанковые ружья Дегтярёва и Рукавишникова. Все это оружие внесло весомый вклад в нашу победу.
Предпосылки создания.

Опыт войн начала XX века наглядно продемонстрировал, что тактика и стратегия ведения боевых действий пехоты стремительным образом изменяется. На первый план выдвинулась ее маневренность на поле боя, способность вести плотный прицельный огонь и военно-техническое оснащение. Плотность огня напрямую зависела от скорострельности и надежности стрелкового оружия. Основной вопрос в системе вооружения пехотных частей, который поставила Первая мировая война, это вопрос появления ручного пулемета. Новая тактика действий пехоты подразумевала опору именно на пулеметный огонь. Массовое распространение пулеметов меняло характер и тактику боевых действий.


К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемёта Мадсена до КОРДа. Часть 1

К столетию завода имени Дегтярёва: от пулемёта Мадсена до КОРДа. Часть 1

27 августа 2016 года заводу имени В. А. Дегтярева исполнилось 100 лет. Именно в этот день началось возведение первых корпусов Ковровского пулеметного завода. Эту дату и принято считать днем его рождения, при этом имя конструктора Василия Александровича Дегтярева завод носит с 1949 года. Сегодня трижды орденоносное ОАО «Завод имени В. А. Дегтярева» является современным многопрофильным предприятием, крупнейшим на территории Владимирской области и одним из ведущих машиностроительных предприятий России (входит в число 200 крупнейших компаний страны), на заводе трудится более 10 тысяч сотрудников.
История легендарного предприятия началась в годы Первой мировой войны, когда армия Российской империи ощутила острую нехватку стрелкового автоматического оружия. В 1916 году в Петрограде было образовано акционерное общество ружейных и пулеметных заводов, целью которого была реализация предложения датской компании «Dansk Rekilriffel Syndikat» о постройке на территории России нового пулеметного завода. Уже 12 августа 1917 года представителям ГАУ были сданы первые ружья-пулеметы системы датского офицера Мадсена. С тех пор прошел уже целый век, и сегодня завод в Коврове производит не только пулеметы (ручные и станковые), но и другую разнообразную продукцию: пистолеты-пулеметы, автоматы, снайперские винтовки, гранатометы, авиационные пушки, противотанковое и зенитно-ракетное вооружение, травматическое оружие, а также гражданскую продукцию: мотоциклы и скутеры, оборудование для пищевой промышленности и почвообрабатывающее оборудование (мотоблоки, мотокультиваторы и др.).
Номенклатура выпускаемой заводом продукции очень обширна и рассказ обо всех образцах продукции ковровцев был бы достоин целой энциклопедии. Мы же рассмотрим лишь эволюцию пулеметного вооружения от первого датского пулемета Мадсена, благодаря которому в Коврове и появился ЗиД, до самых современных образцов стрелкового оружия — единого 7,62-мм пулемета «Печенег» и крупнокалиберного 12,7-мм пулемета КОРД.

Ручной пулемет (ружье-пулемет) Мадсена
Ручной пулемет Мадсена — это разработка одноименного датского конструктора 1890-х годов, пулемет выпускался с 1900 года фирмой «Dansk Rekylriffel Syndikat» в Копенгагене. Ручной пулемет системы Мадсена стал первым в мире ручным пулеметом, который пошел в серийное производство. Выпуск пулемета в различных модификациях продолжался до начала 1950-х годов, при этом пулемет находился на вооружении армий примерно 30 стран мира.
Начавшаяся в январе 1904 года Русско-японская война довольно быстро поставила вопрос о снабжении русской армии пулеметами на одно из первых мест. На вооружении на тот момент находились главным образом пулеметы Максим, в основном, на тяжелых колесных установках. Более маневренных пулеметов, установленных на треножные станки и перевозимых во вьюках или на двуколках, было очень мало, а быстро заготовить их не представлялось на тот момент возможным. Армии срочно нужен был достаточно легкий пулемет для кавалерийских частей, которые действовали против Японии. К 1904 году практически единственным образцом легкого пулемета на мировом рынке был датский пулемет Мадсена. В нашей стране этот тип оружия получил обозначение «ружье-пулемет», в переводе с французского fusil-mitrailleur.
15 сентября 1904 года (по старому стилю) с датским производителем Dansk Rekylriffel Syndikat был заключен первый контракт на поставку 50 ружей-пулеметов, адаптированных под русский 7,62-мм винтовочный патрон, с прицелом, насеченным до 2400 шагов (1704 метров). В соответствии с положением Военного Совета от 5 февраля 1905 года был заключен второй контракт, на этот раз на поставку еще 200 ружей-пулеметов. Все они приобретались вместе с вьючными седлами, парными седельными сумками, кобурами и патронными вьюками. Для проведения заводских испытаний закупаемых пулеметов в столицу Дании со складов окружного артиллерийского управления Петербургского военного округа специально отправляли русские трехлинейные винтовочные патроны. Примечательно, что «общественное мнение» в Российской империи предпочитало объяснять выбор датского пулемета не его качествами, а влиянием вдовствующей императрицы Марии Федоровны — бывшей датской принцессы Дагмары.

Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103

Визитная карточка шведской танковой промышленности — Strv 103, он же S-Tank. Вот лишь небольшая часть особенностей этой машины: отсутствие башни, жёстко закреплённое в корпусе орудие с автоматом заряжания, регулируемая подвеска, три места управления (по одному на каждого танкиста в экипаже). В общем, шведские конструкторы смогли удивить мир. Strv 103 не появился сам по себе, по наитию. Значительная часть компонентов, из которых потом «сложили» этот танк, ранее были составными частями прошлых экспериментальных боевых машин. Как же шведы собирали этот «индустриальный конструктор»?



Варяги призывают «Центурионов»

В 50-годы Швеция входила в состояние «танкового голода». Старые разработки на фоне техники потенциального противника были слабоваты, новых удачных машин пока разработать не получалось. Военные, пытаясь если не решить проблему танков в шведской армии, то хотя бы задвинуть её на второй план, вынуждены были обратить внимание на зарубежную технику. После нескольких лет переговоров их выбор пал на британский средний танк Centurion Mk.3.
При этом «Центурион» слабо вписывался в тактико-технические требования, сформулированные Департаментом вооружений Королевской армии (KATF, Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning) к перспективному танку. Военные хотели машину боевой массой 25–30 тонн, вооружённую пушкой калибра 75–105 мм и имеющую удельную мощность около 20 л.с. на тонну. В требованиях отмечалось также, что танк должен быть невысоким.


 Свен Берге, создатель Strv 103 и одна из ключевых фигур в шведском танкостроении

воскресенье, 15 января 2017 г.

Американская "Черепаха" Т-28 (Т-95)

Американская "Черепаха" Т-28 (Т-95)

В сентябре 1943 г в США была запущена программа разработки ряда тяжелых боевых машин. Исследования, проведенные департаментом вооружения, показали, что подобные машины могут понадобиться в Европе для преодоления заблаговременно укрепленных оборонительных линий типа немецкого "Западного вала". Планировалось использовать новую 105-мм пушку Т5Е1. На танке планировалось использовать 200 мм броню и электротрансмиссию, разработанную для тяжелого танка Т1Е1 и среднего Т23. Пушка Т5Е1 обладала высокой начальной скорость снаряда и могла эффективно поражать бетонные укрепления. Шеф департамента вооружения посчитал, что в течение восьми - двенадцати месяцев можно выпустить 25 таких танков (обычно столько времени требовалось для изготовления одного опытного образца), что позволило бы им поспеть к вторжению в Европу. Сухопутные Силы с этим не согласились и рекомендовали изготовить только три опытных танка, а электротрансмиссию заменить на механическую. После согласований в марте 1944 г. Тыл сухопутных войск заказал пять танков, получивших обозначение Т28. При этом бронирование было усилено до 305 мм, а боевой вес был поднят до 95 т.