четверг, 20 октября 2016 г.

Освобождение Советским Союзом Западной Белоруссии и Западной Украины


Берлин 1 сентября 1939 года напал на Польшу, бросив против неё почти все основные силы и все танковые части, западная граница была оголена. У вооружённых сил Рейха было полное преимущество над польской армией, они втрое превосходили их по количеству танков и боевых самолетов.

Польские войска уступали в огневой мощи, почти сразу уступили небо, ещё одним фактором, подрывающим их силы, был национальный. Украинцы и белорусы, с которыми в Польше обращались как с холопами, не стремились защищать независимость Польши.


Да и польская военно-политическая элита во главе с вождём поляков Эдвардом Рыдз-Смиглы повела себя очень показательно - бросилась спасать себя. Уже 6-го сентября правительство бросило Варшаву и переехало в в Люблин, 9-го - в Кременец, 13-го переместилось (бежало) к румынской границе и уже 17-го, бросив ещё сопротивляющуюся Польшу и армию, сбежало в Румынию.

Многие офицеры также проявили трусость, подтвердив советский пропагандистский стереотип: «трусость – вот заметное свойство польского офицерства».

Берлин в первые две недели постоянно предлагал СССР ударить с востока, но Москва выжидала, давая шанс польской армии. Но ситуация резко изменилась, когда польская политическая «элита» сбежала из страны. Этим актом правительство Польши практически сделало Польшу не государством, а территорией.





Освободительный поход

В 5:40 утра 17-го сентября на территорию Польши, вернее на территории Западной Белоруссии и Украины (захваченной Польшей после развала Российской империи) вошла Красная Армия. Причины этого шага Москва изложила в 3:15 этого же утра польскому послу в СССР: было сказано о внутренней несостоятельности Польши, о прекращении деятельности польского правительства, о потере всех важных промышленных и культурных центров. И делался вывод, что польское государство просто перестало существовать. Поэтому все советско-польские договора утратили силу, СССР не может смотреть безразлично на судьбу украинцев и белорусов. Красная Армия получила приказ перейти границу и защитить жизнь и имущество населения Западной Белоруссии и Западной Украины.

К 17-му сентября польская армия была практически разгромлена, её наиболее боеспособные части окружены вермахтом. В итоге: в боевых действиях против Третьего рейха польская армия потеряла 66,3 тыс. убитыми, 133,7 ранеными, против РККА – 3,5 тыс. убитыми, 20 тыс. ранеными.

Часто либеральные публицисты любят приводить «факт» совместного парада вермахта и Красной Армии в Бресте. 14-го сентября город и 17-го крепость заняли части 19-го моторизованного корпуса Гудериана. Но, согласно договорённостям между Берлином и Москвой, город отходил СССР. Должна была состояться торжественная церемония передачи города, немцы хотели и совместный парад провести. Но в итоге согласились на план, предложенный командиром 29-й танковой бригады С. М. Кривошеиным. По нему в 16 часов немцы в походном порядке покидали город, а части Красной Армии входили в город, оркестры исполняли военный марши. То есть, это был не совместный парад, а торжественный вывод немецких войск и вход наших.





Была ли альтернатива?

Гитлер напал на Польшу, Англия и Франция объявляют Германии войну, но что видит руководство СССР? На Западном фронте боевых действий нет, французские солдаты от скуки пьют и играют в карты, 21 ноября вообще создана служба «развлечений» для солдат, увеличены выдачи алкоголя, вскоре для солдат открывают вытрезвители. Для армии закупают футбольные мячи, первый английский солдат погиб только 9 декабря 1939 года!

Что мог сделать в этой ситуации СССР? Нарушить пакт о ненападении с Германией и объявить ей войну? Но Польша помощи не просила, даже категорически её отвергала, когда в августе 1939 года шли англо-франко-советские переговоры о военном союзе. К тому же, вступая в войну с Германией, Москва начинала играть по планам Лондона, они этого и добивались. Французские и английские солдаты по прежнему сидели бы в окопах, пили вино и играли в карты, пока русские с немцами истощали свои силы во взаимном истреблении. Зато «шкуры медведей» достались бы им.

Могли не двигать войска, оставшись в прежних границах. Это привело бы к тому, что Германия заняла бы всю Польшу, а затем и Прибалтику. Ещё в директиве от 11 апреля 1939 года говорилось, что после победы над Польшей надо установить контроль над Литвой и Латвией. Этим военно-стратегическое положение СССР резко ухудшилось.

С точки зрения интересов СССР, его народов Москва действовала абсолютно верно. Мы забрали своё утерянное в годы Смуты и одновременно улучшили готовность к Большой Войне.

Даже враги это признавали, в частности Уинстон Черчилль: «… для защиты России от нацистской угрозы явно необходимо было, чтобы русские армии стояли на этой линии».

Интересная деталь: отношение местного украинского и белорусского населения к польским военнослужащим. Они воспользовались моментом и начали убивать польских офицеров, польских дворян, богачей. Приход Красной Армии остановил эти процессы и спас местных поляков от резни.

Украинцы и белорусы встречали части Красной Армии с большой радостью и облегчением, польское рабство закончилось.




Источники:
Болдуин Х. Сражения выигранные и проигранные.
Пыхалов И. Великая Оболганная война.
Тиррельскирх К. История второй мировой войны.
Черчилль У. Вторая мировая война.
Первоисточник: http://topwar.ru

Комментариев нет :

Отправить комментарий